Портрет Екатерины II — законодательницы в храме богини Правосудия
Иконографический тип Ф. С. Рокотова (между 1769 и 1777). 1783
- Холст, масло. 261 x 201
- Ж-4998
Пост. в 1927 из ГЭ, ранее (с 1882) — Романовская галерея Зимнего дворца; Английский дворец (Петергоф); собр. князя А. А. Безбородко (Санкт-Петербург)
Изображена в мантии с орденами св. Андрея Первозванного (цепь) и св. Владимира 1-й степени (лента и крест).
Программа портрета, видимо, подсказанная Н. А. Львовым, изложена самим художником: «Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на олтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общаго покоя.
Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. В дали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю» («Собеседник любителей российского слова». СПб, 1783. Т. 6. С. 17).
Портрет был чрезвычайно популярен, неоднократно копировался и повторялся. Та же композиция иного иконографического типа (И.-Б. Лампи Старшего), 1793 — ГТГ. Единственный известный рисунок Левицкого (ГРМ; исполнен по заказу Екатерины II и пожалован ею в 1794 в ИАХ) повторяет ту же композицию для гравирования (гравирован в овале по пояс Н. И. Уткиным, приложен к «Обозрению царствования Екатерины II». СПб, 1832). Живопись XVIII века. Том 1. СПб, 1998. С. 111.
Екатерина II (1729–1796), урожденная София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III; стала императрицей в 1762 в результате дворцового переворота. Изображена в мантии с орденами св. Андрея Первозванного (цепь) и св. Владимира 1-й степени (лента и крест). Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 94.
Показать полный текстЕкатерина II (Великая; 1729–1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики «просвещённого абсолютизма», но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768–1774; 1787–1792) и Швецией (1788–1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос. Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге «Династия Романовых». 2017. С. 229.
Инициатором написания парадного портрета Екатерины II был известный поэт, архитектор и музыкант Н. А. Львов. Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия — Фемиды. Императрица сжигает на алтаре маковые цветы, которые, согласно античной традиции, считались символом сна и покоя, тем самым выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. У ног Екатерины — книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию. В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе.