Коллекция онлайн

1764, Москва – 1823, Санкт-Петербург

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами

1793 (4?)


В числе других картин это произведение было написано по заказу Екатерины II и подарено ею Свято-Троицкому собору Александро-Невской Лавры в Петербурге в 1794 г.

В сражении на льду Чудского озера с немецкими рыцарями-крестоносцами 15 апреля 1242 (Ледовое побоище) русские войска во главе с Александром Невским одержали полную победу.

Великий князь Александр Невский (1220/1221 (?) – 1263)

Сын переяславль-залесского и новгородского князя Ярослава Всеволодовича, внук великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1236–1251 — князь новгородский, с 1252 — великий князь владимирский. Одержал победу над шведами в 1240 году (Невская битва) и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 году (Ледовое побоище), приостановив католическую экспансию на Русь. В противостоянии с Западом опирался, в частности, на поддержку Золотой Орды, в отношении которой проводил осторожную и по-своему дальновидную политику подчинения. За этот, по сути, союз с монголо-татарами он нередко подвергался критике в историографии. Официально канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного на Соборе в 1547 году. Павел Климов // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 66.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина вернулась в музей в 2010 году после 20-летнего пребывания на временном хранении в Александро-Невской лавре. Главная проблема на момент поступления состояла в том, что за время бытования в действующем храме, вся поверхность покрылась плотным маслянистым слоем пыли и копоти. Изображение на картине просматривалось очень плохо, цвета не читались. Было решено сделать промывку живописи для удаления поверхностных загрязнений. Но в процессе работы на пробном участке стало понятно, что загрязнения и копоть настолько въелись в лаковую поверхность, что живописи необходима не промывка, а удаление верхних слоев лака вместе с грязью и копотью. Лак на картине лежал неравномерно, значительно более толстым слоем на темных участках, что нарушало единство авторской тональности.

Комплекс проведенных мероприятий:

Удаление слоев лака и загрязнений велось послойно. Поскольку в период бытования картина неоднократно покрывалась лаком, между лаковыми слоями также находились слои копоти, которые препятствовали дальнейшей работе с лаком. Необходимо было чередовать работу по утоньшению лака с удалением стойких межлаковых загрязнений. Красочный слой на картине на отдельных участках поражен сседаниями – мелкими жесткими грядками, живопись также местами фактурная. Поэтому после удаления основного слоя желтого лака и слоев загрязнений была проведена довыборка остатков лака по рельефу грядок и по фактуре живописи. После удаления всех поздних наслоений картине возвращен авторский колорит, она заняла достойное место в постоянной экспозиции в залах музея.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 94-95.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: