Коллекция Государственного Русского музея

1716, Штутгарт – 1749, Санкт-Петербург

Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны

1745 (?)

  • Холст, масло. 129 х 100
  • Ж-5341

  • Пост. в 1927 из ГЭ; ранее - Романовская галерея Зимнего дворца


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

При дворе Елизаветы Петровны постоянно работали самые знаменитые художники-портретисты Франции, Италии и Германии. Императрица считала создание галереи портретных образов первых лиц России делом государственной важности, а потому лично руководила подбором штата. В числе иностранных художников, удостоенных высочайшего внимания был старший из братьев Гроотов, Георг. На выставке можно было увидеть созданный им парный портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.

Произведений Гроота немного. Художник прожил всего тридцать три года и успел проработать в России всего шесть лет. Его портреты отличает удивительное живописное мастерство, большое внешнее сходство с оригиналом и тонкая психологическая проницательность, деликатное понимание внутреннего мира высокопоставленных моделей. Среди двенадцати портретов кисти Георга Гроота, хранящихся в Русском музее, восемь представляют собой изображения цесаревича Петра Федоровича и его супруги великой княгини Екатерины Алексеевны.

Особенно интересен парный портрет юной великокняжеской четы - один из самых ранних портретов Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Скорее всего, он выполнен в 1745 году, непосредственно перед бракосочетанием. Гроот запечатлел на картине двух молодых людей, по меркам нашего времени – подростков. Нарядный цесаревич с голубой лентой ордена святого Андрея Первозванного через плечо левой рукой деликатно обнимает свою юную супругу за талию, правой рукой при этом нежно поддерживая правую ручку своей дамы, как бы представляя ее зрителям. Художник мастерски выписал красивые нарядные костюмы по последней французской моде того времени. Однако наиболее примечательны лица моделей. Великий князь на портрете спокоен, слегка насмешлив, уверен в себе, а Екатерина, напротив, смотрит настороженно, тревожно и даже угрюмо. В ее удлиненном, хотя и породистом, но некрасивом лице нет и намека на то удивительное обаяние отличавшее Екатерину II. На портрете будущая великая императрица запечатлена в тот период жизни, когда она только маленькая немецкая принцесса, благодаря игре случая вдруг ставшая невестой своего малопонятного взбалмошного троюродного брата. Кажется, что в настороженном лице как бы застыл вопрос: что ждет ее впереди в этой загадочной, но такой манящей России? Любовь или отчуждение? Царский трон или монастырская келья? Все так неопределенно и почти равновероятно!

Через семнадцать лет история и судьба все расставит на свои места – маленькая принцесса Фике, 28 июня 1762 года свергнет с престола своего супруга и взойдет на трон, для того чтобы стать самой Великой русской императрицей. 

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Петр III (Карл Петер Ульрих Голштейн-Готторпский; 21 февраля 1728, Киль − 6/17 июля 1762, Ропша) − сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны. В 1742 привезен в Петербург как наследник престола. Приняв православие, получил имя Петра Федоровича. В 1745 вступил в брак с Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской, будущей Екатериной II. С 1761 российский император, первый представитель Голштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота (1762), возведшего на престол его жену, Екатерину II. Умер в Ропшинском дворце при невыясненных обстоятельствах.

Царствовал с 25 декабря 1761 / 5 января 1762 по 28 июня / 9 июля 1762.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.

Великий князь Петр Федорович (1728–1762) – немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны, с 1761 – российский император Петр III. Свергнут с престола в результате дворцового переворота 1762 и убит в Ропшинском дворце под Петербургом.

Екатерина II Великая (София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, Екатерина Алексеевна, 21 апреля / 2 мая 1729, Штеттин −6/17 ноября 1796, Санкт-Петербург) − дочь принца Христиана Августа Цербcт-Дорнбургского и Иоганны Елизаветы, принцессы Голштейн-Готторпской. С 1742 супруга великого князя Петра Федоровича. Пришла к власти в 1762 в результате дворцового переворота. Царствовала с 28 июня / 9 июля 1762 по 6/17 ноября 1796. 400-летие Дома Романовых. СПб, 2013.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна (1729–1796) – немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, с 1762 – российская императрица Екатерина II. Петр Федорович изображен в официальном мундире лейб-драгунского полка Голштинских войск с орденом св. Андрея Первозванного (лента и звезда). Екатерина Алексеевна – с орденом св. Екатерины Большого креста (лента, крест и звезда). Стилистические признаки, а также отсутствие архивных документов о создании двойного портрета заставляют усомниться в авторстве художника. В августе 1745 состоялось бракосочетание Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Вполне вероятно, что парный портрет был написан именно в этом году как портрет жениха и невесты. Их сын, будущий император Павел I, родился 20 сентября (1 октября) 1754 года.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: