Автор портрета – Иоганн Баптист Лампи старший, австрийский живописец. Любимый портретист двора и знати. Работал в Вене и в Варшаве. По приглашению князя Г. А. Потемкина, находившегося тогда в Молдавии, Лампи отправился в Яссы и прибыл туда в январе 1792 г. Переехав вскоре в Петербург, он оставался там до апреля 1797 г., исполнив множество портретов благоволившей к нему Екатерины II, лиц царской семьи и высшей аристократии. Давал уроки русским художникам (с 1792 по 1794 у Лампи обучался В. Боровиковский).
Екатерина Петровна Строганова (урожд. Трубецкая, 1744-1815) – графиня, дочь князя П. Н. Трубецкого. Вторая супруга обер-камергера, президента ИАХ графа А. С. Строганова. Фрейлина Екатерины II. Любила театр, поэзию, искусство. По воспоминаниям современников, она была «архивом анекдотов любопытных» о блестящих временах Екатерины II и Людовика XVI. Известна своей незаурядной судьбой. Она вышла замуж в 25 лет за видного богача и мецената, недавно овдовевшего графа А. С. Строганова. После свадьбы счастливые супруги отправились в 10-летнее путешествие по Европе. В Париже у них родились сын Павел и дочь София, они вращались в блестящем кругу молодого версальского двора, в среде философов и энциклопедистов. После возвращения супругов в Петербург Екатерина Строганова познакомилась Иваном Римским-Корсаковым, молодым фаворитом Екатерины II, обладавшим хорошим голосом и увлекающимся, как и она, музыкой и пением. Молодые полюбили друг друга, в результате Корсаков был удален от двора, а графиня последовала за ним в Москву. Сам Строганов, не оформляя развода, наделил жену деньгами, домом в Москве и имением в Подмосковье. От союза с И. Корсаковым она родила ему двух сыновей и двух дочерей. Графиня, как и раньше с удовольствием принимала в своем доме все высшее общество, музыкантов и исполнителей, посещала театры и обсуждала новые постановки. На портрете кисти "изящного австрийца" И.-Б. Лампи Старшего, одного из лучших европейских портретистов своего времени, Екатерина Строганова изображена в возрасте 49 лет. Умение расположить натуру, приятный, хотя и несколько условный колорит, свободный прием письма, особенно искусный в воспроизведении драпировок, составляют достоинства портретных работ этого художника и данного портрета в частности.