Коллекция онлайн

1680-е, Москва (?) – не ранее 1742, (?)

Петр I на смертном ложе

1725

  • Холст, масло. 82 x 60,5
  • Ж-4907

  • Пост. в 1923 из МАХ; ранее - ИАХ; до 1762 - Зимний дворец


В 1722 году Петр I издал указ, согласно которому монарх мог сам назначить себе преемника. Этим он нарушил привычный порядок престолонаследия, однако сам назначить наследника не успел. В последние годы император сильно болел. Состояние ухудшилось после простуды в ноябре 1724 года. Согласно запискам голштинского тайного советника Г.-Ф. Бассевича, в январе 1725, незадолго до смерти, царь потребовал бумагу, но смог вывести слабой рукой только два слова: «Отдайте все…». 28 января Петр скончался. Под давлением гвардии Сенат принял единогласное решение о наследовании российского престола супругой Петра Екатериной Алексеевной. Так началась эпоха гвардейских дворцовых переворотов. Император был похоронен в недостроенном Петропавловском соборе. Сложилось немало мифов о причинах смерти Петра, включая легенду о его роковой простуде, вызванной спасением тонущих рыбаков, а также предположение об отравлении, организованном членами ближайшего круга. Юлия Ходько // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 190.

Портреты Петра I кисти Никитина не образовали собственного иконографического типа, то есть не были копированы и гравированы. Хотя Никитин первым из русских мастеров стал «персонных дел мастером», получив преимущественное право писать портреты самого царя и его семьи. Существовало специальное распоряжение Петра, предписывавшее лицам из царского окружения иметь в доме его портрет работы Ивана Никитина, а художнику брать за исполнение портрета по сто рублей. Тем не менее, из исполненных Никитиным портретов Петра I сохранились единицы. 28 января 1725 года художник писал Петра в последний раз. Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения – сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей. Редкое по живописной силе полотно звучит как реквием Петру, воспринимается как дань памяти близкого человека, единомышленника. «Петр I на смертном ложе», в сущности, большой этюд, исполненный свободной кистью, однако цельный, продуманный и монументальный. Светлана Моисеева // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 192.

Картина Никитина воспринимается как реквием по "отцу отечества". Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора. На портрете царь изображен, одетый в белую рубашку, прикрытый по грудь желтоватой драпировкой и синей с горностаем мантией. Образ Петра I полон величавой торжественности. Портрет пронизан настроением глубокой искренней скорби: для Никитина Петр был не только император, а близкий и хорошо знакомый человек, чья смерть явилась для художника личной утратой. Мастер прослеживает каждую морщинку, каждую складку, каждую прядь волос, как бы чувствуя свою ответственность перед грядущими поколениями. Смерть уже исказила лицо Петра, но, глядя на изображение мертвого императора, можно понять его прижизненное величие.

Портрет был передан в 1762 году по распоряжению императрицы Екатерины II из старого деревянного Зимнего дворца на Невском проспекта близ Полицейского моста в Императорскую Академию художеств. Его автором называли И. Н. Никитина, И. -Г. Таннауера, Андрея Матвеева. Современные исследователи считают картину безусловной работой И. Н. Никитина, что подтверждается ее технологическим анализом.

Петр I Великий (Петр Алексеевич; 30 мая / 9 июня 1672, Москва − 28 января / 8 февраля 1725, Санкт-Петербург) − последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682) и первый император Всероссийский (с 1721). Был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича, но первым от второй жены, царицы Натальи Кирилловны (урожденной Нарышкиной). Первый из русских царей в 1698 начал масштабные реформы Российского государства и общественного уклада. Царствовал с 27 апреля / 7 мая 1682 по 28 января / 8 февраля 1725. 400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.

Петр I (1672–1725) — младший сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. В 1682 году, после смерти старшего брата Федора, наследовал вместе с братом Иваном царский престол. С 1689 года правил единодержавно.
С 1721 года — первый российский император.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: