Коллекция Государственного Русского музея

1702, ? – 1739, Санкт-Петербург

Автопортрет с женой

1729 (?). Не ранее 1728 (?)

  • Холст, масло. 75,5 x 90,5
  • Ж-4913

  • Пост. в 1923 из Академии художеств


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Рядом с пейзажными произведениями экспонируются шедевры портретной живописи, украшавшие историческую выставку Таврического дворца. Это знаменитый портрет девятнадцатилетнего Сергея Григорьевича Строганова кисти Ивана Никитина и уникальный «Автопортрет с женой» работы Андрея Матвеева.

Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств вложил Андрей Матвеев в «Автопортрет с женой Ириной Степановной», написанный в год женитьбы художника на юной Ирине Степановне Антроповой - дочери кузнечного мастера Канцелярии от строений, двоюродной сестре известного живописца Алексея Антропова. В это время художнику было двадцать семь лет, а ей — четырнадцать.

Портрет – уникальное произведение, ведь это первый автопортрет в русской живописи. Но он интересен не только тем, что впервые русский мастер решается привлечь внимание к своей персоне, но и столь открыто заявляет о своих чувствах, рассказывает о любви с небывалой пылкостью, трепетностью и целомудренностью. Матвеев прославлял простую по происхождению женщину как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения, что звучит даже в названии картины, в представлении героини по имени и отчеству. Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывает художник о том глубоком сокровенном, о чем ранее не принято было упоминать. Сколько затаенного любования и нежности ощущается в жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины. С каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, мягкую линию плеч, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз. Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу – все говорит о взаимной любви и необычайно нежном отношении друг к другу.

Долгое время портрет хранился у младшего сына художника, Василия, передавшего произведение незадолго до смерти, в 1808 году, в дар Академии художеств. На обороте картины надпись, сохраняющаяся данные: «Матвеев, Андрей, первый Русский живописец и его супруга. Писал сам художник».

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Предположительно датируется 1729 годом — временем женитьбы художника (Портрет петровского времени 1973, С. 61; Ильина, Римская-Корсакова 1984. С. 112; ГРМ 1998, С. 125. № 311). Некоторые авторы считали, что женщина много старше супруги Матвеева (которой в год написания портрета было 16 лет) и на портрете изображены принцесса Анна Леопольдовна и ее супруг герцог Антон-Ульрих Брауншвейгский (Молева, Белютин 1965. С. 100–103). Технологическое исследование установило, что лицо женщины «состарено» поздними переписками (Ильина, Римская-Корсакова 1984. С. 118–119 и 278–281).

Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 117.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: