Коллекция Государственного Русского музея

1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима

Последний день Помпеи

1833

  • Холст, масло. 456,5 x 651
  • Ж-5084

  • Пост. в 1897 из ИЭ; ранее (до 1851) - в ИАХ; ранее - в собр. А.Н. Демидова (подарена императору Николаю I, который в 1836 передал ее в ИАХ)


В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.
Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все "верховное, физическое и нравственное совершенство" человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи – она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона).
Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже.
Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).


     Реставрация картины "Последний день Помпеи" (1995)

     Методические материалы на образовательном портале "Здравствуй, музей"

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Последний день Помпеи
Год создания: 2005 | Мультимедийный фильм | Язык:

Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея, историю ее создания, исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства.

Последний день Помпеи
Год создания: 2002 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 13:00

“Карл Брюллов приехал на раскопки города Помпеи и хотел увидеть, что же в этом городе было тогда, много веков назад, когда еще город жил своей обычной жизнью, но никак он не мог этого представить, потому что вокруг были камни, развалины, остатки старых зданий. И тогда Брюллов подошел к порогу одного дома, достал свое волшебное зеркало. И это зеркало как бы ожило. И он увидел прекрасный город Помпеи, он увидел прекрасных людей...”

Последний день Помпеи
Год создания: 2001 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 26:00

Фильм представляет картину Брюллова К.П. «Последний день Помпеи» и рассказывает об истории создания полотна, исторических документах, личных впечатлениях художника, посетившего Помпеи.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: