Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой
1772
- Холст, масло. 161 х 103
- Ж-65
Пост. в 1917 из Петергофского дворца-
Сведения о реставрации:
Романова Н. Е. (2010)
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете.
Ржевская Феодосия Степановна (1760-1795) - дочь генерал-поручика С. М. Ржевского и Софии Николаевны (урожд. баронессы Строгановой). Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II, вышла замуж за князя М. Н. Голицына, действительного статского советника, впоследствии ярославского губернатора.
Давыдова Настасья Михайловна (1764? -?) - княжна. Происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор М. М. Давыдов, в 1780-х был губернатором в Тамбове. Возможно, к ней относятся упоминания о некой княжне Давыдовой, участвовавшей в 1780-х в спектаклях тамбовского любительского театра.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Состояние сохранности до реставрации:
К моменту поступления в реставрацию техническое состояние портрета расценивалось как угрожающее. Переводной холст сильно «перегорел», стал слабым и хрупким. Он не мог удерживать на себе изломанный кракелюром толстый слой переводного масляного грунта. В результате этого появилась не только жесткая деформация холста по кракелюру, но и «сломы» холста по деформациям, грозящие повреждением нитей и в дальнейшем - разрывами основы. Наблюдались участки отслоения переводного грунта от холста. Сильно выраженный кракелюр с приподнятыми краями и участками отслоений по краям на лицевой стороне мешал визуальному восприятию живописи и создавал угрозу осыпей. Поздние потемневшие слои лаков, скрывали живопись. Многочисленные поздние многослойные записи искажали и без того измененный колорит.
Комплекс проведенных мероприятий:
Общее укрепление с лицевой и тыльной сторон позволило не только устранить деформации и уложить в плоскость изломы и кракелюр, но и восстановить связь переводного грунта и холста. С целью усиления основы картина была сдублирована на новый холст.
Уже пробные расчистки показали, насколько изменяют цветовое восприятие портрета толстые слои пожелтевшего лака. Много вопросов вызвал участок обширной записи вдоль верхнего края. Однако после проведенных исследований стало ясно, что эта надставка - часть авторского холста, которая ранее была загнута на подрамник. Живопись на этом участке имеет очень сильные повреждения, значительные утраты и отличается от основного фона, что и вызвало появление сплошной записи.
После удаления желтых слоев лака и записей картина приобрела тот холодный колорит, который и был задуман автором. Участки утрат красочного слоя затонированы, что восстановило целостность фона. Лаконичный по количеству деталей одежды и интерьера портрет стал смотреться наполненным и изящным.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 84.
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Мультимедийная программа выпущена к выставке, посвященной 275-летней годовщине со дня рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого в Русском музее. Программа рассказывает о реставрации знаменитых «Смолянок» – семи портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте.