Коллекция Государственного Русского музея

1887, Москва – 1973, Тбилиси

Полк на позициях

Изображена группа офицеров 4-го гусарского Мариупольского полка на Рижском фронте. 1917. Не окончена

  • Холст, масло. 356 х 460
  • ЖБ-1943

  • Пост. в 1932 из Академии художеств


В картине «Полк на позициях» с удивительной отчетливостью отразилось сложное, полное противоречий время. Эта картина была начата Василием Шухаевым в 1916 году на Рижском фронте, во время затишья в боевых действиях. Изображена группа офицеров 4-го гусарского Мариупольского полка. Картина не была окончена, но была выставлена художником в начале 1917 года на выставке Нового общества художников. Шухаев учился в Академии художеств у Кардовского, был пенсионером Академии, в 1912‒1914 году был в Риме, где изучал искусство античности и искусство Возрождения. Потом преподавал в Академии художеств. В 1932 году полотно было передано в Русский музей в достаточно хорошем состоянии, потребовалась не очень сложная реставрация, чтобы ее могли увидеть спустя несколько десятилетий.

Картина производит очень странное впечатление именно своей незавершённостью, незаконченностью, неясностью идеи и настроения, смутной историей происхождения. Вероятнее всего, это был какой-то официальный заказ. В коллекции Русского музея хранятся несколько десятков великолепных подготовительных портретов, иногда с указанием имени, фамилии персонажа, исполненных в излюбленной мастером технике сангины. 

Холст не был завершен из-за начавшейся революции. Отдельные фигуры едва намечены, в подмалевке остались две лошади, не дописаны некоторые детали. Но главное в картине, несомненно, сделано: окончательно найдена композиция из трех групп, включающая около 60-ти человек; закончены портреты старших офицеров в центральной и правой группе; тщательно написан пейзаж с раскидистым деревом, с зелеными холмами и заливом вдали, с голубым небом и кучевыми облаками. Празднично звучащие оттенки зеленого и терракотового цвета передают атмосферу ясного дня ранней осени на прибалтийском побережье. Благодаря торжественности общего строя и совершенству исполнения монументальное полотно воспринимается одновременно как гимн и реквием старому российскому офицерству и его традициям.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: