Коллекция Государственного Русского музея

Эта картина братьев Смолиных, Александра Александровича и Петра Александровича, стала визитной карточкой целого направления в советском искусстве конца 1950-х — начала 1960-х годов, именуемого «суровый стиль». Молодые художники послевоенного поколения выступили на крупных московских выставках тех лет с работами, в которых современный человек изображался без прикрас в аскезе трудовых будней. Их герои напрямую обращались к зрителю с полотен, по форме и размеру приближенных к монументальным настенным росписям, провоцируя состояние сопричастности, сопереживания. Человек «сурового стиля» пребывал в состоянии романтического противостояния, борьбы с внешними обстоятельствами, сопротивления собственным слабостям. Внимание художников часто привлекали люди экстремальных профессий, чьи образы позволяли раскрыть этот конфликт особенно ярко.

«Полярники» были написаны после поездки на север, в Заполярье, в начале 1960-х годов. Художники посетили тогда Новую землю и острова Карского моря. Их персонажи — воплощение образа «физика», который был истинным героем своего времени. Самоотверженный ученый за «суровой» маской отрешенной сосредоточенности скрывает богатство души. Он пренебрегает личной жизнью, благополучием, здоровьем ради научного труда во имя общественного блага и прогресса. Законодатели определенного стиля жизни в духе брутальной романтики Хемингуэя, «физики» были неоднократно воспеты в кино, литературе, изобразительном искусстве. «Полярники» Смолиных — одно из выдающихся произведений этого ряда.

Для счастья народа. Каталог выставки Русского музея в Малаге. 2018. С. 127.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: