Перемены в искусстве СССР конца 1950-х — начала 1960-х годов созвучны наступлению нового исторического этапа в жизни страны. Они связаны с надеждами на построение открытого общества, освобождение от идеологического контроля, восстановление гражданских прав. Новые поколения художников: молодые фронтовики и «дети воины» искали пути обновления стиля и образности искусства. Обновленная версия советского искусства получила в критике название «суровый стиль». Его чертами стали монументальный лаконизм формы, крупные планы, острые контрасты, чёткие композиционные ритмы, кинематографический эффект выхваченного из потока жизни кадра. Прямая активная направленность на зрителя была метафорой современности. В тематических поисках художники обращались к героическому прошлому страны, к собственной личной истории, к рядовой повседневности. Инициаторами «сурового стиля» были московские художники. Основные представители «сурового стиля»: Виктор Иванов, Гелий Коржев, Виктор Попков, Николай Андронов, Павел Никонов, Петр Оссовский, братья Смолины.
Медиатека
Данная программа подготовлена к одноименной выставке, на которой были представлены около 200 произведений из собрания Русского музея: живописи, графики и декоративно- прикладного искусства 1910-1970-х годов, связанных с индустриальной темой. Значительная часть работ экспонировалось впервые.
Программа посвящена изобразительному искусству и художественной жизни в Советском Союзе между так называемой "оттепелью" и началом перестройки. Издание объединяет два противостоящих друг другу пласта в художественной культуре 1960-1985 годов. Программа включает около 600 изображений экспонатов, документальные фотографии, аннотации о представленных произведениях.
В программе вниманию зрителя представлено более 400 произведений из собрания Русского музея, исполненных в различных стилях, художественных манерах, принадлежащих к разным направлениям, но дающих наиболее полное представления о развитии жанра портрета в России в XX веке.