Дама с контрабасом
1915
- Холст, масло. 250 х 196
- Ж-10122
Пост. в 1980 из собрания С. А. Шустера-
Сведения о реставрации:
Клёнова О.Ю. (2018)
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет, Интерьер
- Поделиться
Изображена Федорова Елена Федоровна — вторая жена художника, под его руководством занималась живописью, участвовала на выставках. // Алиса Любимова. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 20.
Состояние сохранности до реставрации:
До 1980 года картина бытовала в частном собрании. Предшествующие реставрации были связаны с нанесением записей и освежающих лаков и носили характер поновлений в свободной манере
Картина поступила в реставрацию в связи с мелкосетчатым шелушением красочного слоя в нижней части полотна. Микроскопические отслоения складывались в отдельные участки тонких утрат верхнего лессировочного лакового слоя, впитавшего в себя многослойные поверхностные загрязнения. Натяжение полотна было сильно ослаблено, авторские кромки обветшали и не обеспечивали необходимой фиксации на подрамнике.
Старые лаки фиксировали въевшиеся в живопись загрязнения, а записи перекрывали не только часть утрат, но и авторский красочный слой. Сильнейшее поверхностное загрязнение заполняло фактуру живописи, привносило темный тон и скрадывало радостную живописность и экспрессию мазков.
Комплекс проведенных мероприятий:
В процессе реставрации красочный слой и грунт были укреплены, устранены деформации основы, заделаны гвоздевые прорывы и проколы вдоль краев. С поверхности живописи удалены многочисленные загрязнения и старые записи, выполненные к «грязной» поверхности. В результате зазвучали яркие сине-зеленые и изумрудные краски в тенях. На картине были сдублированы кромки, что позволило восстановить необходимое натяжение на подрамнике. Затем в места утрат красочного слоя был подведен реставрационный грунт. Тонирование утрат по реставрационному грунту выполнено «отжатыми» масляными красками по предварительно покрытой матовым лаком поверхности и производилось в соответствии с авторскими цветом и манерой. Портрету возвращены первоначальная яркость и насыщенность цветов, состояние красочного слоя стало стабильным.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 142-143.