Коллекция онлайн

1881, Житомир – 1948, Москва

Тетя Саша

1922–1923

  • Холст, масло. 130 х 98
  • Ж-10748

  • Пост. в 1983 от В. Д. Штеренберг, дочери художника, Москва


Мировосприятие Штеренберга сложилось не только в парижском „Улье“, но и в тихом Житомире. Именно отсюда, возможно, его интимизм, его неторопливый язык, несуетный мир простых и будничных предметов, любовь к окраинам и скромной обстановке. Одиночество согбенной фигуры пожилой крестьянки, простое перечисление скромных даров земли в сочетании с притягивающим, как магнит, застывшим взглядом выразительных глаз создают сильный драматический эффект. За героиней просматривается цепь ассоциаций, влекущая зрителя к социальным и философским проблемам жизни, а натюрморт в портрете – своеобразный смысловой и поэтический аккомпанемент основной мелодии. // Алиса Любимова. Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 176

Композиционный и цветовой аскетизм картины Давида Штеренберга «Тетя Саша» передает нищету и убогость быта русского человека, пережившего голод и разруху Гражданской войны. Художник ищет речи «точной и нагой». Немногословная, исполненная суровой сдержанности сцена скромной будничной трапезы тети Саши проникнута символической значимостью. Это формула простого и скудного мира, в котором живет героиня, это образ красоты человеческого бытия, противостоящей голоду, хаосу и насилию.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: