Коллекция онлайн

1832, Тула - 1896, Санкт-Петербург

Демьянова уха

1856

  • Холст, масло. 70 х 58
  • Ж-1410
  • Из собрания Александра Третьего в Аничковом дворце

Картина написана на сюжет одноименной басни И. А. Крылова. За это произведение художник был удостоен малой золотой медали. Работа экспонировалась на академической выставке 1857. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 334.

В Академии художеств понимание задач бытового жанра, постепенно оттеснявшего главенствующие ранее исторические темы, сводилось к утверждению бытописательства и легкого морализирования. Тем не менее учившиеся в ней академисты, накапливая опыт правдивого изображения действительности, сумели внести посильную лепту в процесс демократизации искусства. Среди них выделился вышедший из среды потомственных тульских художников А. А. Попов, который отличился уже в 1853 году картиной «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге», отмеченной вниманием рецензентов. Еще больший интерес критики и зрителей вызвала умело и прочувствованно написанная им картина «Демьянова уха» (1856). Она была литографирована для популярного в то время «Русского художественного листка» В. Ф. Тимме. Пытаясь как можно точнее следовать тексту крыловской басни, художник стремится, пользуясь приемами, принятыми в академической живописи (расположение фигур по треугольнику, локальный цвет), достичь более убедительной взаимосвязи действующих лиц, однако заключенную в басне сатиру он сводит к простой бытовой сценке. Трактовка ее в патриархально-идиллических тонах, любовно, с осязательным, материальным различием написанные предметы незатейливого крестьянского обихода, деревенский пейзаж за окном напоминают работы художников венециановской школы. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 14.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: