Коллекция онлайн

1840, село Сирманы Пензенской губ. – 1918, Петроград

Урок музыки

1865

  • Холст, масло. 94 х 76
  • Ж-1413

  • Пост. в 1935 из Музея Революции, Ленинград


Ощущение гармонии усиливалось в тех изображениях, где уютный уголок комнаты становился местом духовного единения двух близких людей. <...> В такие редкие моменты жизни рождается «задумчивое счастье». А фоном для него могли быть звуки потрескивающих дров в печи – «Вечерняя сцена» (1866) Виктора Боброва, легкое шуршание газеты – «У тихой пристани» (1893) Иллариона Прянишникова, красивая мелодия – «Урок музыки» (1865) Николая Кошелева. В последнем произведении домашняя обстановка становится неотъемлемой частью собирательного образа творческой семьи, основанной на общих интересах супругов – Софьи Николаевны и Ивана Николаевича Крамских. Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 6.

Изображен художник Иван Николаевич Крамской (1837–1887) с женой Софьей Николаевной Крамской (урожденной Прохоровой; 1840–1919). «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 331.

Весной 1864 года по примеру Артели Крамского в Петербурге возникла вторая Артель, состоящая из восьми художников, деятельность которой не получила до сих пор специального освещения, хотя она представляет собой немаловажный фактор в художественной жизни столицы середины шестидесятых годов и является одним из свидетельств подъема демократического искусства в то время. <...> Артель, несомненно, дала толчок творческой активности Н. А. Кошелева, создавшего в течение 1865 года семь картин, среди которых: «Офеня-коробейник», привлекший внимание новизной трактованного с большой наблюдательностью и теплотой сюжета из крестьянской жизни, а также навеянный творчеством Перова, не лишенный обличительных нот «Крестный ход» и одухотворенный портрет Крамского с женой («Урок музыки»), в котором ощущается атмосфера их духовной общности. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 21.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: