Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Царевна-Лебедь

Эскиз одноименной картины (1900, ГТГ). 1900

  • Дерево, масло. 23 x 19,5
  • Ж-1828

  • Пост. в 1918 от А. А. Врубель, сестры художника, Петроград; ранее — собрание Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, Санкт-Петербург


Эскиз одноименной картины (1900, ГТГ).

Свойственные работам мастера  <Врубеля> экспрессивное переживание состояний природы, ноты трагического одиночества, «тоска духа» делали их актуальными в атмосфере конца века. В искусстве Врубеля утвердился образ тоскливо-меланхолической красоты: «Царевна-Лебедь», «Сирень» (оба — 1900, ГТГ) и другие.

Ранний русский символизм был в значительной мере «литературным», поскольку произведения имеют сравнительно развернутый сюжет… Картины с литературной основой менее всего были иллюстрациями. Наряду со стремлением передать «душу» произведения, «дух» эпохи, в них всегда ощутимо эмоциональное, часто остро субъективное переживание увлекшего мотива. «Царевна-Лебедь» Врубеля, увиденная сквозь призму переживаний человека «конца столетия», сплавила впечатления автора от сказки Пушкина и оперы Римского-Корсакова. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 12.

Строфы „Сказки о царе Салтане“ А. С. Пушкина и музыкальные образы одно-именной оперы Н. А. Римского-Корсакова в равной мере были инспираторами замысла эскизов полотна „Царевна-Лебедь“ (1900) и панно „Тридцать три богатыря“ (1901). Оба являют пример натуралистической пермутации. В их основе — волнующий символистов мотив чародейной метаморфозы. Так лебедь превращается в прекрасную девушку, одинокую, тоскующую о любви, об иной, полной гармонии и счастья жизни. Запечатлен момент, когда загадочно-таинственная, встревоженная предчувствиями героиня уже сочетает в себе черты обоих состояний. Работа интересна поиском типажа, ясной композицией и отдает ледяным холодом одиночества. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.

Одноименный вариант-первая мысль — ГТГ (1900, дерево, масло), одноименные варианты — ГРМ (1900, дерево, масло, Ж-1839), частное собрание, Москва (1890-е, картон, масло).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: