Полк на позициях
Изображена группа офицеров 4-го гусарского Мариупольского полка на Рижском фронте. 1917. Не окончена
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Картина «Полк на позициях» была создана Василием Шухаевым в дни войны. Грандиозному полотну предшествовали тщательно разработанный эскиз и обширная серия великолепных по остроте индивидуальных характеристик, по виртуозному мастерству и законченности натурных рисунков сангиной, созданных с учетом положения каждого из персонажей в пространстве будущей картины. Изображающая офицеров 4-го гусарского Мариупольского полка, воевавшего в драматический для страны момент на Рижском фронте, она благодаря торжественности общего строя и совершенству исполнения воспринимается одновременно как гимн и реквием старому российскому офицерству и его традициям. Холст остался незаконченным из-за начавшейся революции. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 145.
В картине «Полк на позициях» с удивительной отчетливостью отразилось сложное, полное противоречий время. Эта картина была начата Василием Шухаевым в 1916 году на Рижском фронте, во время затишья в боевых действиях. Изображена группа офицеров 4-го гусарского Мариупольского полка. Картина не была окончена, но была выставлена художником в начале 1917 года на выставке Нового общества художников. Шухаев учился в Академии художеств у Кардовского, был пенсионером Академии, в 1912‒1914 году был в Риме, где изучал искусство античности и искусство Возрождения. Потом преподавал в Академии художеств. В 1932 году полотно было передано в Русский музей в достаточно хорошем состоянии, потребовалась не очень сложная реставрация, чтобы ее могли увидеть спустя несколько десятилетий.
Показать полный текстКартина производит очень странное впечатление именно своей незавершённостью, незаконченностью, неясностью идеи и настроения, смутной историей происхождения. Вероятнее всего, это был какой-то официальный заказ. В коллекции Русского музея хранятся несколько десятков великолепных подготовительных портретов, иногда с указанием имени, фамилии персонажа, исполненных в излюбленной мастером технике сангины.
Холст не был завершен из-за начавшейся революции. Отдельные фигуры едва намечены, в подмалевке остались две лошади, не дописаны некоторые детали. Но главное в картине, несомненно, сделано: окончательно найдена композиция из трех групп, включающая около 60-ти человек; закончены портреты старших офицеров в центральной и правой группе; тщательно написан пейзаж с раскидистым деревом, с зелеными холмами и заливом вдали, с голубым небом и кучевыми облаками. Празднично звучащие оттенки зеленого и терракотового цвета передают атмосферу ясного дня ранней осени на прибалтийском побережье. Благодаря торжественности общего строя и совершенству исполнения монументальное полотно воспринимается одновременно как гимн и реквием старому российскому офицерству и его традициям.
Первая мировая война. 1914—1918
Первая мировая война стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в человеческой истории. В ней принимали участие 38 государств, военные действия шли на суше и на море на территории 14 стран. Главная причина начала войны заключалась в стремлении ведущих держав, прежде всего Англии, Франции и Австро-Венгрии, к переделу мира. Поводом к началу войны послужило убийство 28 июня 1914 года в Сараеве (Босния и Герцеговина) эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола. По современным данным, потери в Первой мировой войне составили до 10 миллионов солдат, из них более двух миллионов — российских. Для России Первая мировая война стала серьезным дестабилизирующим фактором, во многом повлиявшим на развитие революционной ситуации в стране. В 1917 году в России в ходе двух революций к власти пришли большевики. 3 марта 1918 года был заключен сепаратный Брестский мир, по которому Россия вышла из войны. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С.138.