Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Утренний натюрморт

1918

  • Холст, масло. 66 x 88
  • Ж-2398

  • Пост.: 1926 из Музея художественной культуры, Ленинград


Умение видеть мир в капле воды, выразить планетарные ощущения в округлой форме хвалынского яблока, передать единство мироздания в отражениях и пересечениях предметов — эта особенность присуща натюрмортам Петрова-Водкина. Заостренность проблемы формального решения — проработан каждый сантиметр живописной поверхности, демонстрируя мастерское владение оттенками основных цветов, умение достичь минимальными средствами пластической завершенности форм — придает им исключительную выразительность. В то же время в них нет схематизма и какой-либо отрешенности от реальной жизни, поэтому в самом «тихом» жанре художник находит способ выразить отклик на современность. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 14.

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности. Предметный мир его натюрмортов – именно мир, малый космос. Взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, предметы активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем языке.

Так связаны они и в «Утреннем натюрморте»: фрагментарно изображенный стол служит ареной взаимодействия самых разнообразных предметов: стакан с чаем и яйца, коробок спичек и фонарик, граненый металлический чайник. Художник подчеркивает материальность, индивидуальность и пластическую завершенность форм, то острых и граненых, то мягких и округлых. Буквально осязаемо он передает фактуру – зеркальный блеск металла чайника, прозрачность стекла стакана, грани которого преломляют и повторяют отражение ложки, лежащей на блюдце; чуть шероховатую поверхность столешницы и фарфоровую матовость яичной скорлупы. Мир вещей как бы демонстрирует здесь богатство изобразительных возможностей: предметы можно видеть с разных сторон, сверху, сбоку и даже сзади, в отражении и преломлении, но тем самым они и образуют динамическое целое. В эту композицию введена еще и собака, позиция которой обозначает особую точку зрения – изнутри картинного пространства. В центре хоровода вещей – букет полевых цветов, своего рода символ высших возможностей формообразования, доступных только Природе. Большую роль в создании образа в натюрморте играет цвет. Легкий, чуть разбеленый, он рассчитан на ассоциации с прозрачностью раннего летнего утра – символического утра нового мира.

 

Пёс, арбуз и ананас. Картины с загадками. Онлайн-курс «Я и картина» (16:28)

 

 

Творческая мастерская "Разноцветный натюрморт". Онлайн-курс «Я и картина» (3:26)

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: