Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Утренний натюрморт

1918

  • Холст, масло. 66 x 88
  • Ж-2398

  • Пост.: 1926 из Музея художественной культуры, Ленинград


Умение видеть мир в капле воды, выразить планетарные ощущения в округлой форме хвалынского яблока, передать единство мироздания в отражениях и пересечениях предметов — эта особенность присуща натюрмортам Петрова-Водкина. Заостренность проблемы формального решения — проработан каждый сантиметр живописной поверхности, демонстрируя мастерское владение оттенками основных цветов, умение достичь минимальными средствами пластической завершенности форм — придает им исключительную выразительность. В то же время в них нет схематизма и какой-либо отрешенности от реальной жизни, поэтому в самом «тихом» жанре художник находит способ выразить отклик на современность. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 14.

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности. Предметный мир его натюрмортов – именно мир, малый космос. Взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, предметы активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем языке.

Так связаны они и в «Утреннем натюрморте»: фрагментарно изображенный стол служит ареной взаимодействия самых разнообразных предметов: стакан с чаем и яйца, коробок спичек и фонарик, граненый металлический чайник. Художник подчеркивает материальность, индивидуальность и пластическую завершенность форм, то острых и граненых, то мягких и округлых. Буквально осязаемо он передает фактуру – зеркальный блеск металла чайника, прозрачность стекла стакана, грани которого преломляют и повторяют отражение ложки, лежащей на блюдце; чуть шероховатую поверхность столешницы и фарфоровую матовость яичной скорлупы. Мир вещей как бы демонстрирует здесь богатство изобразительных возможностей: предметы можно видеть с разных сторон, сверху, сбоку и даже сзади, в отражении и преломлении, но тем самым они и образуют динамическое целое. В эту композицию введена еще и собака, позиция которой обозначает особую точку зрения – изнутри картинного пространства. В центре хоровода вещей – букет полевых цветов, своего рода символ высших возможностей формообразования, доступных только Природе. Большую роль в создании образа в натюрморте играет цвет. Легкий, чуть разбеленый, он рассчитан на ассоциации с прозрачностью раннего летнего утра – символического утра нового мира.

 

«Утренний натюрморт»: веранда, простой стол, букет с только что срезанными цветами, самовар, стакан с чаем, яйца. Частный, дачный, семейный мир. Тем не менее зритель теряет ощущение устойчивости: его обнимает сферическое пространство, наклонные оси создают ощущение вращения. Малый домашний мир скользит куда-то в неведомое: веранда, следующая станция — планетарная… И этот мир опрокинулся бы, если бы не изображение собачьей морды вровень со столешницей. Собака, старый финский шпиц, внимательнейшим образом рассматривает нехитрые предметы на ее поверхности. Она как бы сторожит этот привычный, обжитой человеческий мир. Александр Боровский. Художник и собака. Путь в искусстве // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С. 22.

 

Пёс, арбуз и ананас. Картины с загадками. Онлайн-курс «Я и картина» (16:28)

 

 

Творческая мастерская "Разноцветный натюрморт". Онлайн-курс «Я и картина» (3:26)

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: