Коллекция онлайн

1817, Санкт-Петербург — 1898, Царское Село

Застигнутые бурей

Вторая половина XIX века

  • Холст, масло. 50,5 х 77
  • Ж-2699

  • Пост. в 1919 из собрания П. П. Сувчинского, Петроград


Николай Егорович Сверчков родился в 1817 году в Петербурге. Его отец, крестьянин по происхождению, долгое время служил в придворных конюшнях кучером и конюхом. Может быть, по наследству мальчику передалась любовь к природе, животному миру и, особенно, к лошадям.
«…Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России», – писал художник. Проявив себя прекрасным анималистом, Сверчков долгое время был штатным художником конных заводов. В 1860-е годы творчество Николая Сверчкова достигает наивысшего расцвета. Работы этого периода становятся не только верными и точными по рисунку, но и живописными по цветовому решению. Сверчкова можно назвать настоящим певцом северной зимы, зимней дороги с ее метелями, заносами, морозами. Пожалуй, никто другой из русских художников не обращался так часто к сюжетам, в которых звучат долгие часы путешествий в телегах и кибитках по заснеженным пустынным полям и глухим лесным проселкам. Прекрасно передано буйство метели в картине «Застигнутые бурей». Тревожно потемнело, нахмурилось небо, ни один луч не пробивается сквозь его тяжелую черноту. С трудом продвигается вперед по занесенной снегом дороге тройка лошадей, запряженных в кибитку. Пронизывающий ледяной ветер дует, сбивая с ног усталых животных, слепит ямщика, безуспешно старающегося заслониться рукой от летящего в лицо колючего снега. Вдали еле видна небольшая деревенька, затерянная в сугробах, до которой стараются добраться застигнутые разбушевавшейся стихией путники. Пейзаж здесь не только фон для действия, но и активное средство, помогающее раскрыть художественный образ, понять драматическое содержание полотна.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: