Портрет А. П. Попова-Московского
Конец 1850-х
- Холст, масло. 43 х 32,5
- Ж-2760
Пост. в 1946 через ЛГЗК (ранее – собрание М. Л. Тохателовой, Ленинград)-
Сведения о реставрации:
Данюк Н.В. (2020)
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
ПОПОВ (МОСКОВСКИЙ) Александр Павлович (1835 — не ранее 1889) — живописец, педагог; пейзажист. Учился в МУЖВ (1851–1858) у К. И. Рабуса и А. К. Саврасова; в ИАХ (1858–1865, вольнослушатель), занимался у С. М. Воробьева. Участник выставок с 1858. Большая серебряная медаль за «Вид в Московской губернии» (1860); малая золотая медаль за четыре одноименных вида (1861). Жил в Москве, Петербурге, Ярославской губернии (с 1864) и городе Калязине Тверской губернии. Преподавал чистописание и черчение в Суражском уездном училище Виленской губернии (с 1866). Сведения о его дальнейшей судьбе не известны.
Состояние сохранности до реставрации:
Основной проблемой поступления картины в реставрацию было отставание авторского холста от дублировочного, это было наиболее заметно в правом и левом нижних углах. Дублировочный клей деструктурировал и связь между холстами нарушилась. Наряду с этим присутствовала волнообразная деформация по периметру. Вся поверхность живописи была покрыта кракелюром и жесткими грунтовыми изломами. Лаковое покрытие сильно пожелтело и потемнело, имело неоднородную пленку, особенно на изображении неба. Визуально и в ультрафиолетовых лучах определялось большое количество поздних записей, лежащих в двух слоях.
Комплекс проведенных мероприятий:
Для эффективной укладки жесткого кракелюра и изломов авторский холст предварительно, после профилактического укрепления живописи, был раздублирован, дублировочный клей удален с тыльной стороны. Живопись двукратно укреплена с применением метода пропитки с распаркой красочного слоя с одновременной подтяжкой на рабочем подрамнике. Для усиления связи грунта с основой перед дублированием проведено укрепление с тыльной стороны, и затем полотно дублировано на новый холст. Картина натянута на отремонтированный авторский подрамник.
После завершения технической реставрации началась работа по утоньшению пожелтевшей авторской лаковой пленки. В процессе расчистки ярко проявились старые записи, которые выглядели темными, и местами заходили на авторскую живопись. В результате утоньшения пожелтевшего лакового слоя и удаления записей картина приобрела тонкий холодный авторский колорит, появились первоначальная насыщенность и чистота цветов авторской живописи. На завершающей стадии реставрации были сделаны реставрационные тонировки и картина покрыта защитным слоем лака.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 118.