Коллекция онлайн

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Зима

1890


Крупноформатное полотно «Зима» (1890) относится к лучшим изображениям этого времени года в русском искусстве. Не часто отечественные художники в своем творчестве обращались к подобным мотивам, далеко не всегда им удавалось добиться натуральности и монументальности зимнего пейзажа. Сдержанный, почти монохромный колорит, близкая к фотографии фиксация нюансов дремлющего под слоем снега леса заставляют прислушаться к потрескивающему морозу и поверить в своеобразную поэзию этих суровых мест. Сергей Кривонденченков. Собрание живописи Шишкина в Русском музее // Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб, 2020. С. 9.

На рубеже 1880–1890-х Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы, поставив в картине трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов в почти монохромной живописи. Все сковано морозом и погружено в тень. В глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. От этого снег кажется еще голубее. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Автор использует выразительность линейных ритмов, силуэтов, добивается архитектонического композиционного построения, создавая монументальный собирательный образ. Картина полна эпического звучания. Художник сделал несколько вариантов картины и множество рисунков, которые он штудировал прямо в лесу. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 215.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: