Коллекция онлайн

1822, г. Ржев Тверской губ. – 1882, г. Ржев Тверской губ.

За чайным столом

1851

  • Холст, масло. 62 x 78,5
  • Ж-3848

  • Пост.: 1921 из БООПИиС; ранее — собр. Меликова (Петроград); ранее — собр. И. К. Крайтора (Москва)


Особую популярность «семейный портрет» получает в первой половине XIX века. В композициях Федора Толстого, Прокофия Пушкарева и Алексея Волоскова скрупулезно, в лучших традициях «русского бидермайера», выписывались детали интерьера с анфиладой комнат.

Центральное место в изображениях «залов» отводилось фигурам мужчин, женщин и детей, как правило, расположившимся вокруг большого стола. Такие сцены, неоднократно описанные в русской литературе и воспоминаниях, были типичны для жизни стародворянских семей: «Дом городской и деревенский был для них не местом парада, — а уютным и теплым семейным гнездом»*.  Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 5. ( * Трубецкой Евгений, князь. Из прошлого. М., 1917. С. 24.)

Изображена комната в усадьбе Г. С. Тарновского Качановка Черниговской губернии. В числе изображенных Григорий Степанович (1790-е — 1854), Василий Васильевич (1810–1866), его жена Людмила Владимировна, урожденная Юзефович (?–1898), и Юлия Васильевна (ок. 1830 — ок. 1880) Тарновские.

В XIX веке происходит становление своеобразного жанра «в комнатах», к которому можно применить заимствованную в названии фильма Висконти формулу «семейный портрет в интерьере». В этих сценах тихого семейного времяпрепровождения сюжетом является простое пребывание вместе в родных стенах. Люди пьют чай, музицируют, читают, курят трубки, играют за ломберными столиками, тут же присутствуют дети, иногда — собаки. Бесхитростная точность перспективного изображения интерьеров с непринужденно расставленными и рассаженными вдоль стен фигурками, была естественна для современников. Сегодня же, заглядывая сквозь «снятые» стены в дома давно исчезнувших людей, рассматривая их быт, любуясь светом, который столетия назад озарял анфилады просторных комнат, мы слышим «эхо прошедшего времени» и ощущаем магический эффект присутствия в чужой жизни. Как гость, которого «не ждали», мы наблюдаем за таинственной самодостаточностью этих семейных гармоний. Иногда изображенные оборачиваются, будто случайно заметив зрителя, возникает момент контакта, позирования. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 8.

 

Видеоэкскурсия на русском жестовом языке с субтитрами

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: