Коллекция онлайн

1850, Гатчина – 1873, Ялта

Перед грозой

1867-1869


Именно с изображением неба в его различных состояниях нередко будут связаны поиски и открытия русских пейзажистов второй половины XIX века. Они научатся «видеть» и, самое главное, изображать многообразие облаков и туч и восторгаться ими. Этюды Федора Васильева будто реконструируют циклический процесс формообразования «небесных странников». Первоначально появляется одно «Кучевое облако» (Ж-4106), затем мы уже видим «Небо с облаками» (Ж-6358), а вскоре рождаются «Тучи над холмами» (Ж-1281). Напряжение в небе особенно усиливается в произведении «Перед грозой» (Ж-4096). Картина «После дождя. Проселок» (Ж-4102) изображает убегающие вдаль тучи и освещенные солнечными лучами участки земли на дальнем плане. Современники заслуженно называли «гениального» Васильева художником, который открыл для русской живописи «живое небо».

Тщательная разработка колористического и световоздушного решения еле уловимого состояния природы стала характеризовать «пейзаж настроения». Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 8.

К числу наиболее замечательных по своей художественной ценности явлений отечественного пейзажа принадлежит творчество Ф. А. Васильева – «гениального мальчика» (по словам Крамского), трагически скончавшегося 23-х лет. В кратчайший срок (1867–1870) он достиг подлинной творческой зрелости, поражая своих старших товарищей не только могуществом лирического таланта, но и стремительностью развития и высотой достигнутых успехов. Присущая Васильеву романтическая взволнованность в передаче состояний природы, типичный для шестидесятников интерес к крестьянской жизни, трезвое видение ее прозаических подробностей и вместе с тем восхищение красотой природного мира, стремление к выразительности живописного языка сказываются в целом ряде его ранних работ. <...> По сравнению с другими художниками Васильев был особенно чувствителен к красоте цвета, освещения, даже мазка. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 30.

Произведения Ф.А. Васильева восхищают легкостью, лиричностью, особой прозрачностью. Пожалуй, любимым сюжетом художника была природа после грозы или перед ней, как в данном произведении. В пейзаже ощущается особое состояние драматизма, когда все застыло в ожидании грозы. В безлюдных сюжетах художник создает сугубо человечный, обжитой, понятный мир. И тропинка в нем, как замечает сотрудник Русского музея Ирина Верховская, "это убедительное и безусловное свидетельство человеческой деятельности". Живописная манера в картине характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Картина «Перед грозой» стало своего рода творческим итогом путешествия художника по Волге.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: