Коллекция Государственного Русского музея

1850, Гатчина – 1873, Ялта

После дождя. Проселок

1869


Художник часто обращался к изображению сельских пейзажей после летнего дождя. Их композицией управляет тема уходящей вдаль дороги. Одинокие крестьянские фигуры, ведущие скотину, непременный элемент пейзажей подобного типа, придают взволнованность эмоциональному строю картин. В данном пейзаже мотив дороги обретает философский смысл. В изображении сломанной почерневшей изгороди, размытой дождями каменистой дороги звучат не только размышления о тяготах деревенской жизни, но и элегические настроения. Светлые пятна луж на дороге, освещенная солнечным лучом полоса хлебного поля, перекликаясь друг с другом, противостоят сумрачной цветовой гамме дождливого дня и вносят в общее художественное решение пейзажа оптимистические ноты. (Е. Ш.) Дорога и путь в русском искусстве. СПб, 2004. с. 83.

Тончайшими «душевными нервами», дающими возможность слушать «шум и музыку в природе», был наделен пейзажист Федор Васильев. Это одно из лучших произведений художника. Скромный пейзаж изображен в сложнейшем состоянии погоды и освещения. Трепетности изображенной жизни отвечает свободная манера письма без точной обрисовки и детализации предметов. Воссозданный художником в небольшой картине деревенский вид живет по большим законам постоянного круговорота в природе, являя силу и энергию жизни.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: