Коллекция онлайн

1850, Гатчина – 1873, Ялта

Небо с облаками

Этюд. 1869-1870


Именно с изображением неба в его различных состояниях нередко будут связаны поиски и открытия русских пейзажистов второй половины XIX века. Они научатся «видеть» и, самое главное, изображать многообразие облаков и туч и восторгаться ими. Этюды Федора Васильева будто реконструируют циклический процесс формообразования «небесных странников». Первоначально появляется одно «Кучевое облако» (Ж-4106), затем мы уже видим «Небо с облаками» (Ж-6358), а вскоре рождаются «Тучи над холмами» (Ж-1281). Напряжение в небе особенно усиливается в произведении «Перед грозой» (Ж-4096). Картина «После дождя. Проселок» (Ж-4102) изображает убегающие вдаль тучи и освещенные солнечными лучами участки земли на дальнем плане. Современники заслуженно называли «гениального» Васильева художником, который открыл для русской живописи «живое небо».

Тщательная разработка колористического и световоздушного решения еле уловимого состояния природы стала характеризовать «пейзаж настроения». Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 8.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: