Коллекция онлайн

1850, Гатчина – 1873, Ялта

Перед грозой

1867-1869


К числу наиболее замечательных по своей художественной ценности явлений отечественного пейзажа принадлежит творчество Ф. А. Васильева – «гениального мальчика» (по словам Крамского), трагически скончавшегося 23-х лет. В кратчайший срок (1867–1870) он достиг подлинной творческой зрелости, поражая своих старших товарищей не только могуществом лирического таланта, но и стремительностью развития и высотой достигнутых успехов. Присущая Васильеву романтическая взволнованность в передаче состояний природы, типичный для шестидесятников интерес к крестьянской жизни, трезвое видение ее прозаических подробностей и вместе с тем восхищение красотой природного мира, стремление к выразительности живописного языка сказываются в целом ряде его ранних работ. <...> По сравнению с другими художниками Васильев был особенно чувствителен к красоте цвета, освещения, даже мазка. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 30.

Произведения Ф.А. Васильева восхищают легкостью, лиричностью, особой прозрачностью. Пожалуй, любимым сюжетом художника была природа после грозы или перед ней, как в данном произведении. В пейзаже ощущается особое состояние драматизма, когда все застыло в ожидании грозы. В безлюдных сюжетах художник создает сугубо человечный, обжитой, понятный мир. И тропинка в нем, как замечает сотрудник Русского музея Ирина Верховская, "это убедительное и безусловное свидетельство человеческой деятельности". Живописная манера в картине характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Картина «Перед грозой» стало своего рода творческим итогом путешествия художника по Волге.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: