Коллекция онлайн

1831, Воронеж –1894, хутор Ивановское Борзенского уезда Черниговской губ.

Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад

1889

  • Холст, масло. 142 x 192
  • Ж-4145

  • Пост. в 1916 от Л. А. фон Дервиз, Петроград


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства,

И был теперь, как смертные, как мы.

Эти строки стихотворения «Гефсиманский сад» Бориса Пастернака по мысли и эмоциональности настолько близки картине Николая Ге «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», что могут восприниматься как своеобразный поэтический эпиграф к ней. И хотя полотно Ге не является прямой иллюстрацией к молению о чаше, оно явно ассоциируется с этим евангельским повествованием.

Тьма южной ночи опустилась на землю. В полосе лунного света дом, где только что свершалась трапеза Христа с учениками, на которой он поведал им о приближении часа исполнения предначертанного, того зачем он пришел на землю. И теперь апостолы, отягченные скорбными мыслями уходят, печально медленно, словно растворяясь во тьме ночи. И хотя самый юный из них Иоанн еще задержался возле учителя, Христос уже не сними.

Сын божий один, отвергнутый миром, который он пришел спасти. Впечатление одиночества Христа в картине усиливается бесприютным пустынным пейзажем и мертвенным мерцанием луны. Будто остановилась жизнь, природа замерла в тревожном предчувствии.

Ге изображает спасителя в последние часы его земного бытия, когда он, своей земной природой, как смертный человек осознал, реально ощутил весь ужас предстоящих ему истязаний: глумления обезумившей толпы и казнь, самую мучительную и самую позорную. И его пронзает жгучая тоска. Обратив взор свой в небо, к отцу небесному, он весь уходит в молитву, кажется окаменевшем, в страстном порыве молитвенного предстояния. Глядя на картину, невольно возникают в памяти евангельские слова, произнесенные самим Христом: «Душа скорбит смертельно».

Ге удается передать атмосферу трагедии, выражая свой замысел о глубине страдания Спасителя и о величии, любви и жертвы принесенной ради спасении человечества от вечной смерти.

Картина была представлена на 17 передвижной выставке и привлекала зрителей необычностью, новизной образного решения, нехарактерных для художников этого объединения.

Художник Николай Ярошенко сообщал Ге: «Ваша картина нравилась очень многим, и имеет многочисленных поклонников среди людей, не ищущих в искусстве удовлетворения одним лишь гастрономическим вкусом, а я думаю, что только мнение этих и может быть ценным для художника».

Эта картина явилась предвестием тех новых исканий в живописи, которые станут характерными для русского искусства конца XIX - начала XX века.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Картина на евангельский сюжет. Проведя последнюю ночь с учениками, Христос пошел в Гефсиманский сад, чтобы помолиться (знаменитое моление о чаше). Но Иуда, решив предать Христа, пришел туда же со священниками и воинами.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: