Коллекция онлайн

Это произведение – первая самостоятельная работа В. И. Сурикова после приезда в Петербург из Красноярска и поступления в ИАХ. Художник изображает поразившую его столицу и, что неудивительно, выбирает именно вид памятника первому российскому императору, олицетворяющего величие города. Живописец умело изображает отсветы фонарей и луны на заснеженной площади и будто бы призрачный силуэт Петра на фоне ночного неба. Г. Д. Мунжуков // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 87.

Эта картина создана молодым Суриковым вне учебных занятий в первый год его поступления в Академию художеств. Впоследствии он вспоминал: «Я часто ходил на Сенатскую площадь – наблюдал. Там фонари тогда рядами горели, и на лошади – блики». Хотя, казалось бы, выбор мотива повторяет излюбленные академистами лунные эффекты, на самом деле художником руководило стремление выразить свое, личное восхищение великолепием петербургских исторических памятников, показать Петра I на взметнувшемся коне, величественным и призрачным. Ирина Шувалова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 117.

Вариант-повторение одноименной картины (1870), находящейся в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова. Первоначальным вариантом картины Суриков дебютировал на академической выставке в 1870 году (открылась 27 сентября). По окончании выставки он продал картину своему покровителю, сибирскому золотопромышленнику П. И. Кузнецову, за 100 рублей. Зимой того же года художник исполнил вариант-повторение композиции, ныне принадлежащий ГРМ. Суриков в Русском музее. СПб, 1998. С. 106.

Среди написанных Суриковым на очередные академические экзамены эскизов особняком стоит созданная им вне учебных занятий в первый же год поступления в Академию картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870), о которой Суриков вспоминал впоследствии: «Первая моя собственная картина была: памятник Петру I при лунном освещении. Я долго ходил на Сенатскую площадь – наблюдал. Там фонари тогда рядом горели, и на лошади – блики».

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Хотя, казалось бы, выбор мотива повторяет излюбленные академистами лунные эффекты, на самом деле художником руководило стремление выразить свое, личное восхищение великолепием петербургских исторических памятников, показать Петра I на взметнувшемся коне величественным и каким-то призрачным силуэтом рисующимся на фоне синеющего неба, подчеркнуть масштабность мягко обобщенного в своих очертаниях в вечерней мгле Исаакиевского собора. Характерно уже довольно необычное обращение к зимнему пейзажу, где голубоватые и желтоватые рефлексы на снегу усиливают живописность запечатленного вида. Задачу передачи пространства молодой художник решает не только благодаря линейной перспективе, но также средствами колорита, с помощью градаций оттенков цветового строя, модуляции света. В легких пастозных мазках на переднем плане, в трактовке света фонарей и бликов на ограде чувствуется иной живописный язык, чем тот, что был в заглаженных полотнах его сверстников и предшественников.

Прекрасно передана сгущающаяся синева у собора, синяя тень от саней с ждущим седоков извозчиком, легкие воздушные голубые тени спереди на снегу, чуть припушенный голубеющим снегом серый гранит. Острое чувство натуры, дар природного колориста помогли Сурикову изменить традиционный строй подобных картин и внести в свое произведение живое содержание вечернего света, лунного неба и окутавшего площадь снега. Этот пейзаж, отличающийся возвышенным строем и безусловной для начинающего художника смелостью живописного решения, стал серьезной заявкой на будущее. Ирина Шувалова. Работы Сурикова в Русском музее // Суриков в Русском музее.  СПб, 1998. С. 64.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: