Екатерина II на соколиной охоте
1902
- Картон, темпера, гуашь. 23 х 40
- Ж-4292
Пост. в 1912, дар императора Николая II, Петербург; ранее — собрание М.Н. Кутепова, Гатчина—Киев; Н.И. Кутепова, Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
[В 1900-е годы] важное место в творчестве Серова занял исторический жанр. На самом рубеже двух столетий он приобщился к истории ХVIII века, приняв участие в иллюстрировании книги Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». Для нее гуашью в сочетании с акварелью исполнены композиции «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902) и «Петр I на псовой охоте» (1902). Благодаря высоким художественным качествам, работы, исполненные как иллюстрации, обрели ценность шедевров русской исторической живописи. В них нашла отражение характерная для рубежа ХIХ–ХХ веков концепция исторической картины. Книга Кутепова, являя собой специальный труд по истории охоты, не содержала описания значительных событий истории страны, и Серов, подобно его любимцу А. Менцелю и коллегам мирискусникам, воссоздал в картинах повседневность прошлого, передающую аромат трех давних эпох. Обращение к истории служило ему поводом для размышлений о современности, об исторических судьбах России. Так, в работе «Петр II и цесаревна Елизавета», сталкивая две России, аристократическую, идущую в ногу с Европой, и крестьянскую, темную и бесправную, художник выявляет истоки непреодолимых противоречий в русской жизни*. В двух других картинах он постарался избежать свойственных ранней работе прямолинейности сопоставлений и нот морализаторства. Важную роль в формировании образов в произведениях, отмеченных красотой пластического решения, играет окрашенный лирическим чувством типично русский сельский пейзаж. В. Ф. Круглов. Валентин Серов — «Я не портретист. Я — просто художник» // Серов — не портретист. СПб, 2015. С. 18.
* Работа «Петр II и цесаревна Елизавета», показанная на выставке картин журнала «Мир искусства» в Москве (1902), вызвала восторг Сергея Глаголя: «От этой акварели веет каким-то Менцелем, но не немецким, а русским, чутко схватившим и русский пейзаж, и удаль в этих разгоряченных скачкой лицах, и дух эпохи» (С. Сергеевич (Сергей Глаголь). Выставка картин журнала «Мир искусства» // Курьер. 1902. 18 ноября).
[В 1900-е годы] важное место в творчестве Серова занимал исторический жанр. В начале века в сочетании гуаши и акварели им сделаны композиции «Екатерина II на соколиной охоте» и «Петр I на псовой охоте» (обе — 1902). В XVIII веке популярные со времен Древней Руси виды охоты обрели в среде аристократии и при царском дворе ритуальный характер, что особенно ощутимо в тонкой и остроумной по замыслу первой картине. Круглов В.Ф. Творчество Серова в зеркале коллекции Русского музея // Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 43.
Правление Екатерины II отмечено расцветом института фаворитизма. Люди, которых приближала к себе императрица, принадлежали элите своего времени. Как правило, они отличались образованностью, были талантливыми воинами, дипломатами и администраторами. В молодые годы Екатерины страстно любила верховую езду и охоту на птиц. В соколиной охоте она не участвовала, но ездила на нее, чтобы доставить удовольствие своим любимцам и могла любоваться ею часами как красивым зрелищем. Серов тонко и остроумно воссоздал сцену, относящуюся к концу правления императрицы. Екатерина, уже старушка, показана выезжающей из Царского Села на закате дня. Она и теперь не могла отказать себе в удовольствии, дыша свежим воздухом, полюбоваться ловкостью и удалью молодых охотников. Обернувшись и ласково улыбаясь, императрица беседует с юным фаворитом графом А. М. Дмитриевым-Мамоновым. Поодаль, прислушиваясь к монаршим словам, с деланно равнодушным лицом следует стареющий князь Г. А. Потемкин. Вдали силуэтом смотрятся статные фигуры сокольничих. Владимир Круглов // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 218.
Екатерина II (Великая; 1729—1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики «просвещенного абсолютизма», но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768—1774; 1787—1792) и Швецией (1788—1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос. Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 229.