Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте
Иллюстрации к изданию: Кутепов Н. И. Царская и императорская охота. Конец XVII и XVIII век: В 4 т. СПб, 1896–1911. 1900–1902. 1900
- Бумага на картоне, темпера, гуашь. 41 x 39
- Ж-4291
Пост. в 1912, дар Николая II; ранее – собрания М. Н. Кутепова, Гатчина – Киев; Н. И. Кутепова, Санкт-Петербург-
Сведения о реставрации:
Реставрация: Щукина Е. Ю. (1992)
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Валентин Серов, признанный глава новой русской школы, отдавший свой талант на служение дягилевскому «делу» был представлен в парижском Салоне 19 работами. Дягилев разместил серовские портреты в зале рядом с работами Крамского, Репина и Левитана.
Полное название картины «Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из с. Измайлова осенью на псовою охоту».
Исторические картины Серова на редкость убедительны в своей жизненности. Вы ясно ощущаете бег коней и борзых, проносящихся мимо стоящих путников. Под ногами будто летит, несется земля. Сзади, далеко у церкви, где виден хвост кавалькады, взметнулись кверху перепуганные птицы, растревожился мир захудалой русской деревни, которому Серов отводит весь задний план. Перед нами обычно русский внеисторический пейзаж с уходящими вглубь далями и высоким небом.
Это самая мирискусническая из всех работ Серова. Близость к Бенуа и Сомову проявилась как в трактовке образа будущей «веселой царицы», так и в большом интересе к деталям костюма, в общей стильности изображения. Но эпоха раскрыта здесь по-серовски, значительно глубже и социально заостреннее. Она выявлена не только характером персонажей и действия, но в большой мере контрастным сопоставлением их с окружающим пейзажем. Блестящая кавалькада всадников в иноземных мундирах, скачущая по русской деревеньке с вросшими в землю избами, ветхими сараями с обнаженными кровлями, одиноко пасущейся понурой лошадью, воспринимается как нечто искусственное, инородное.
«Серов… создал в своей крошечной картинке: Елизавета и Петр II на охоте – такой перл, такую тонкую иллюстрацию XVIII века в России – писал Бенуа – Один осенний чисто русский пейзаж с кургузой, в синее выкрашенной церковкой, на фоне которого скачут по слякоти ярко-красные мундиры охотников, вызывает в нас яркое представление о всей этой удивительной эпохе, о всем этом еще чисто русском, по-европейски замаскированном складе души».
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»
Иллюстрации к изданию: Кутепов Н. И. Царская и императорская охота. Конец XVII и XVIII век: В 4 т. СПб, 1896–1911. 1900–1902
Полное название картины: «Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из с. Измайлова осенью на псовую охоту». Воспроизведена в т. 3 (СПб, 1902) между с. 30–31.
Важное место в творчестве Серова занял исторический жанр. На самом рубеже двух столетий он приобщился к истории ХVIII века, приняв участие в иллюстрировании книги Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». Для нее гуашью в сочетании с акварелью исполнены композиции «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», «Екатерина II на соколиной охоте» (1902) и «Петр I на псовой охоте» (1902). Благодаря высоким художественным качествам, работы, исполненные как иллюстрации, обрели ценность шедевров русской исторической живописи. В них нашла отражение характерная для рубежа ХIХ–ХХ веков концепция исторической картины. Книга Кутепова, являя собой специальный труд по истории охоты, не содержала описания значительных событий истории страны, и Серов, подобно его любимцу А. Менцелю и коллегам мирискусникам, воссоздал в картинах повседневность прошлого, передающую аромат трех давних эпох. Обращение к истории служило ему поводом для размышлений о современности, об исторических судьбах России. Так, в работе «Петр II и цесаревна Елизавета», сталкивая две России, аристократическую, идущую в ногу с Европой, и крестьянскую, темную и бесправную, художник выявляет истоки непреодолимых противоречий в русской жизни*. В двух других картинах он постарался избежать свойственных ранней работе прямолинейности сопоставлений и нот морализаторства. Важную роль в формировании образов в произведениях, отмеченных красотой пластического решения, играет окрашенный лирическим чувством типично русский сельский пейзаж. В. Ф. Круглов. Валентин Серов — «Я не портретист. Я — просто художник» // Серов — не портретист. СПб, 2015. С. 18.
* Работа «Петр II и цесаревна Елизавета», показанная на выставке картин журнала «Мир искусства» в Москве (1902), вызвала восторг Сергея Глаголя: «От этой акварели веет каким-то Менцелем, но не немецким, а русским, чутко схватившим и русский пейзаж, и удаль в этих разгоряченных скачкой лицах, и дух эпохи» (С. Сергеевич (Сергей Глаголь). Выставка картин журнала «Мир искусства» // Курьер. 1902. 18 ноября).
Работа, задуманная как иллюстрация к книге Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота», благодаря высоким художественным качествам обрела ценность станкового произведения, отражая новое, характерное для рубежа XIX–XX веков понимание исторической картины, которое вместе с Серовым разделяли и его коллеги — мирискусники. Подобно своему кумиру — Адольфу Менцелю, важным событиям прошлого они предпочитали поэтически воссозданную повседневность, передающую аромат далекой эпохи. Обращение к истории служило им поводом для размышлений о современности, об исторических судьбах России. Сталкивая две России — аристократическую, идущую в ногу с Европой, и крестьянскую, по-азиатски темную и бесправную, художник выявляет истоки непреодолимых противоречий в русской жизни. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 231.
Важным событиям прошлого Серов и мирискусники предпочитали поэтически воссозданную повседневность «галантного» ХVIII века, в перспективе казавшуюся утраченным «золотым веком». Серову обращение к истории всегда служило поводом для размышлений о судьбах России. Не случайно блестящая кавалькада четырнадцатилетнего императора Петра II и его тетки Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, изображена им на фоне деревни с покосившимися избами, в сопоставлении с фигурами нищих странников. Полная динамики, остроты и пикантности картина является замечательным образцом живописной маэстрии Серова. Важную роль в формировании художественного образа играет окрашенное лирическим чувством изображение осеннего сельского пейзажа. Владимир Круглов // Дягилев и его эпоха. СПб, 2001. С. 105.
Петр II (1715–1730), внук Петра I, российский император (1727–1730).
Елизавета Петровна (1709–1762), дочь Петра I, российская императрица (1741–1762). Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 215.
Показать полный текстИмператор Петр II Алексеевич (1715–1730) — сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейгской, внук императора Петра I. С 1727 года — император. Находился под опекой Верховного тайного совета, которым руководил светлейший князь А. Д. Меншиков. После его ареста в сентябре 1727 года власть в Верховном тайном совете узурпировали князья А. Г. и И. А. Долгоруковы, что привело к реставрации допетровских порядков. Двор переехал в Москву. Укрепилась боярская аристократия, пришли в упадок армия и флот. Влияние на малолетнего Петра II неоднократно пытались усилить путем заключения его брака сначала с царевной Елизаветой Петровной (брак расстроился из-за близкого кровного родства, не поощряемого Православной Церковью), затем последовательно с Марией Меншиковой и Екатериной Долгоруковой. Петр II равно не был склонен как к решению государственных вопросов, так и к учению, проводя время в развлечениях и забавах. Скончался от оспы. Последним из российских царей похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Юлия Ходько // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 199.
После ареста и высылки Меншикова Петр II, привыкший к праздности, совсем отказался от учебы. В январе 1728 года он переехал в Москву, где 25 февраля был коронован. Там Петр всецело отдался охотничьей страсти, которую с ним разделяли его тетка, великая княжна Елизавета Петровна, и князья Долгорукие. Картина Серова, полная динамики, остроты и пикантности, изображает выезд на царскую охоту. Изящные всадники [четырнадцатилетний император Петр II и его тетка Елизавета Петровна, дочь Петра Великого], разгоряченные галантной беседой и предстоящей забавой, стремительно проносятся мимо полуразрушенной деревни и нищих, сопровождаемые блестящим кортежем придворных. Сталкивая две России, аристократическую, идущую в ногу с Европой, и крестьянскую, темную и бесправную, автор выявляет истоки непреодоленных противоречий в русской жизни. Обращение к истории служит ему поводом к размышлениям о современности. Владимир Круглов // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 199.
Во множестве занимательных деталей дальнего плана сквозит тонкий юмор Серова. Полная динамики, остроты и пикантности работа, созданная как иллюстрация для книги Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси»,— шедевр исторической живописи Серова. Круглов В.Ф. Творчество Серова в зеркале коллекции Русского музея // Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 36.