Коллекция онлайн

1865, Петербург – 1911, Москва

Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте

1900


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Валентин Серов, признанный глава новой русской школы, отдавший свой талант на служение дягилевскому «делу» был представлен в парижском Салоне 19 работами. Дягилев разместил серовские портреты в зале рядом с работами Крамского, Репина и Левитана.

Полное название картины «Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из с. Измайлова осенью на псовою охоту».

Исторические картины Серова на редкость убедительны в своей жизненности. Вы ясно ощущаете бег коней и борзых, проносящихся мимо стоящих путников. Под ногами будто летит, несется земля. Сзади, далеко у церкви, где виден хвост кавалькады, взметнулись кверху перепуганные птицы, растревожился мир захудалой русской деревни, которому Серов отводит весь задний план. Перед нами обычно русский внеисторический пейзаж с уходящими вглубь далями и высоким небом.

Это самая мирискусническая из всех работ Серова. Близость к Бенуа и Сомову проявилась как в трактовке образа будущей «веселой царицы», так и в большом интересе к деталям костюма, в общей стильности изображения. Но эпоха раскрыта здесь по-серовски, значительно глубже и социально заостреннее. Она выявлена не только характером персонажей и действия, но в большой мере контрастным сопоставлением их с окружающим пейзажем. Блестящая кавалькада всадников в иноземных мундирах, скачущая по русской деревеньке с вросшими в землю избами, ветхими сараями с обнаженными кровлями, одиноко пасущейся понурой лошадью, воспринимается как нечто искусственное, инородное.

«Серов… создал в своей крошечной картинке: Елизавета и Петр II на охоте – такой перл, такую тонкую иллюстрацию XVIII века в России – писал Бенуа – Один осенний чисто русский пейзаж с кургузой, в синее выкрашенной церковкой, на фоне которого скачут по слякоти ярко-красные мундиры охотников, вызывает в нас яркое представление о всей этой удивительной эпохе, о всем этом еще чисто русском, по-европейски замаскированном складе души».

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Работа, задуманная как иллюстрация к книге Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота», благодаря высоким художественным качествам обрела ценность станкового произведения, отражая новое, характерное для рубежа XIX–XX веков понимание исторической картины, которое вместе с Серовым разделяли и его коллеги — мирискусники. Подобно своему кумиру — Адольфу Менцелю, важным событиям прошлого они предпочитали поэтически воссозданную повседневность, передающую аромат далекой эпохи. Обращение к истории служило им поводом для размышлений о современности, об исторических судьбах России. Сталкивая две России — аристократическую, идущую в ногу с Европой, и крестьянскую, по-азиатски темную и бесправную, художник выявляет истоки непреодолимых противоречий в русской жизни. Полное название картины: «Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлова осенью на псовую охоту». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 231.

Император Петр II Алексеевич (1715–1730) — сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейгской, внук императора Петра I. С 1727 года — император. Находился под опекой Верховного тайного совета, которым руководил светлейший князь А. Д. Меншиков. После его ареста в сентябре 1727 года власть в Верховном тайном совете узурпировали князья А. Г. и И. А. Долгоруковы, что привело к реставрации допетровских порядков. Двор переехал в Москву. Укрепилась боярская аристократия, пришли в упадок армия и флот. Влияние на малолетнего Петра II неоднократно пытались усилить путем заключения его брака сначала с царевной Елизаветой Петровной (брак расстроился из-за близкого кровного родства, не поощряемого Православной Церковью), затем последовательно с Марией Меншиковой и Екатериной Долгоруковой. Петр II равно не был склонен как к решению государственных вопросов, так и к учению, проводя время в развлечениях и забавах. Скончался от оспы. Последним из российских царей похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Юлия Ходько // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 199.

После ареста и высылки Меншикова Петр II, привыкший к праздности, совсем отказался от учебы. В январе 1728 года он переехал в Москву, где 25 февраля был коронован. Там Петр всецело отдался охотничьей страсти, которую с ним разделяли его тетка, великая княжна Елизавета Петровна, и князья Долгорукие. Картина Серова, полная динамики, остроты и пикантности, изображает выезд на царскую охоту. Изящные всадники, разгоряченные галантной беседой и предстоящей забавой, стремительно проносятся мимо полуразрушенной деревни и нищих, сопровождаемые блестящим кортежем придворных. Сталкивая две России, аристократическую, идущую в ногу с Европой, и крестьянскую, темную и бесправную, автор выявляет истоки непреодоленных противоречий в русской жизни. Обращение к истории служит ему поводом к размышлениям о современности. Владимир Круглов // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 199.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Важным событиям прошлого Серов и мирискусники предпочитали поэтически воссозданную повседневность «галантного» ХVIII века, в перспективе казавшуюся утраченным «золотым веком». Серову обращение к истории всегда служило поводом для размышлений о судьбах России. Не случайно блестящая кавалькада четырнадцатилетнего императора Петра II и его тетки Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, изображена им на фоне деревни с покосившимися избами, в сопоставлении с фигурами нищих странников. Полная динамики, остроты и пикантности картина является замечательным образцом живописной маэстрии Серова. Важную роль в формировании художественного образа играет окрашенное лирическим чувством изображение осеннего сельского пейзажа. Владимир Круглов // Дягилев и его эпоха. СПб, 2001. С. 105.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: