Петр I на псовой охоте
Иллюстрации к изданию: Кутепов Н. И. Царская и императорская охота. Конец XVII и XVIII век: В 4 т. СПб, 1896–1911. 1900–1902. 1902
- Бумага на картоне, темпера. 29 x 50
- Ж-4290
Пост.: 1912 из Зимнего дворца, Петербург-
Сведения о реставрации:
Реставрация: Щукина Е. Ю. (1992)
Полное название картины «Царь Петр I с князем Ромодановским, Лефортом, Иваном Бутурлиным и Зотовым под селом Коломенским на псовой охоте, устроенной боярами». Воспроизведена в т. 3 (СПб, 1902) между с. 174–175. Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 215.
Петр, с молодости увлеченный переустройством страны, в отличие от своего отца Алексея Михайловича воспринимал охоту как пустую забаву. И. И. Голиков в «Деяниях Петра Великого» сообщает, как однажды юный царь посмеялся над боярами, пригласившими его на охоту. Он объявил на поле, что хочет иметь дело с господами, а не с их холопами-псарями. Псари были отпущены. Бояре не смогли совладать с собаками, напугавшими лошадей, которые унесли седоков прочь или вывалили всадников из седел. Этот момент и изобразил В. А. Серов. В центре внимания художника оказались взаимоотношения двух поколений русских людей — старой боярской аристократии, остающейся в «прошлом», и новых деятелей, подчас безродных, но жизненно активных, уверовавших в Петра и европейское будущее России. В этой композиции, отмеченной красотой пластического решения и острыми контрастами формы, Серов мастерски воссоздал колорит старой охоты на Руси, опоэтизировав бескрайние заснеженные пространства под бледным, северным небом. Владимир Круглов // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 160.
В композиции, отмеченной красотой пластического решения и острыми контрастами формы, Серов мастерски воссоздал колорит старой (ХVIII века) охоты на Руси, опоэтизировав бескрайние заснеженные пространства под бледным, северным небом, наполненные гомоном птиц, топотом копыт, бесшумным полетом борзых. В картине разыгрываются драматические для судеб страны коллизии. В центре внимания автора взаимоотношения двух поколений русский людей: старой, родовитой, неотвратимо остающейся в «прошлом» боярской аристократии и новой, безродной, жизненно активной, уверовавшей в Петра.
Показать полный текст[В 1900-е годы] важное место в творчестве Серова занимал исторический жанр. В начале века в сочетании гуаши и акварели им сделаны композиции «Екатерина II на соколиной охоте» и «Петр I на псовой охоте» (обе — 1902). В XVIII веке популярные со времен Древней Руси виды охоты обрели в среде аристократии и при царском дворе ритуальный характер, что особенно ощутимо в тонкой и остроумной по замыслу первой картине. В работе «Петр I на псовой охоте», отмеченной красотой пластического решения и остротой форм, мастерски воссоздан колорит старой охоты, опоэтизированы бескрайние заснеженные пространства под бледным, северным небом. В этой среде разыгрываются драматические для судеб страны коллизии. В центре внимания автора взаимоотношения двух поколений русских людей: старой, родовитой, неотвратимо остающейся в «прошлом» боярской аристократии и новой, безродной, жизненно активной, уверовавшей в Петра. Круглов В.Ф. Творчество Серова в зеркале коллекции Русского музея // Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 43.
Важное место в творчестве Серова занял исторический жанр. На самом рубеже двух столетий он приобщился к истории ХVIII века, приняв участие в иллюстрировании книги Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». Для нее гуашью в сочетании с акварелью исполнены композиции «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902) и «Петр I на псовой охоте» (1902). Благодаря высоким художественным качествам, работы, исполненные как иллюстрации, обрели ценность шедевров русской исторической живописи. В них нашла отражение характерная для рубежа ХIХ–ХХ веков концепция исторической картины. Книга Кутепова, являя собой специальный труд по истории охоты, не содержала описания значительных событий истории страны, и Серов, подобно его любимцу А. Менцелю и коллегам мирискусникам, воссоздал в картинах повседневность прошлого, передающую аромат трех давних эпох. Обращение к истории служило ему поводом для размышлений о современности, об исторических судьбах России. Так, в работе «Петр II и цесаревна Елизавета», сталкивая две России, аристократическую, идущую в ногу с Европой, и крестьянскую, темную и бесправную, художник выявляет истоки непреодолимых противоречий в русской жизни*. В двух других картинах он постарался избежать свойственных ранней работе прямолинейности сопоставлений и нот морализаторства. Важную роль в формировании образов в произведениях, отмеченных красотой пластического решения, играет окрашенный лирическим чувством типично русский сельский пейзаж. В. Ф. Круглов. Валентин Серов — «Я не портретист. Я — просто художник» // Серов — не портретист. СПб, 2015. С. 18.
* Работа «Петр II и цесаревна Елизавета», показанная на выставке картин журнала «Мир искусства» в Москве (1902), вызвала восторг Сергея Глаголя: «От этой акварели веет каким-то Менцелем, но не немецким, а русским, чутко схватившим и русский пейзаж, и удаль в этих разгоряченных скачкой лицах, и дух эпохи» (С. Сергеевич (Сергей Глаголь). Выставка картин журнала «Мир искусства» // Курьер. 1902. 18 ноября).