Коллекция онлайн

1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Портрет И. Э. Грабаря

1916


Этюд к картине Групповой портрет художников общества „Мир искусства“.

1910 год в истории отечественного искусства связан с «расколом» Союза русских художников и выходом из него петербургской части членов, осенью того же года организовавших общество «Мир искусства». Под впечатлением этого события и состоявшегося учредительного собрания Кустодиев задумал групповой портрет художников «Мира искусства», который должен был запечатлеть участников объединения. Вскоре в квартире А. Н. Бенуа был создан ряд подготовительных этюдов – автопортрет, портреты Бенуа, В. Н. Аргутинского-Долгорукова, А. П. Остроумовой-Лебедевой, Л. С. Бакста. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 13.

Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960) — живописец; историк искусства, художественный критик, музейный работник, реставратор, педагог.

Родился в Будапеште. Окончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета (1889–1896). Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1896) у И. Е. Репина, в школе А. Ашбе (1896–1898) в Мюнхене. На протяжении 1896–1900 изучал мировое искусство по Европе. В Италии его потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже — работы импрессионистов и постимпрессионистов. В 1900 возвращается в Россию. В Подмосковье, учитывая достижения французских импрессионистов, пишет на открытом воздухе пейзажи «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (1904) и натюрморты «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907).

Член «Мира искусства» (1901, 1910), Союза русских художников (1903), пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906). Участник выставок с 1898: «Мир искусства» (1902–1906, 1912–1922), СРХ (1903–1909), «Московские живописцы» (1925); Международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Риме (1911), Мальмё (1914). Преподавал в совместной школе Ашбе – Грабаря (1898–1901) в Мюнхене.

1910–1923 — период увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно изменив принципы музейной работы. После революции многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 по его инициативе созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор). С 1924 и до конца 1940-х вновь много занимался живописью, особенно увлекался портретом.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: