Коллекция онлайн

1892, Шенберг, Латвия – 1968, Ленинград

И. В. Сталин у гроба С. М. Кирова

1934


Киров Сергей Миронович (Костриков; 1886–1934) в 1909 году переехал из Томска во Владикавказ, где активно сотрудничал в газете «Терек», помещая в ней, помимо прочего, литературные и театральные рецензии. В 1912 году одну из своих статей Костриков в первый раз подписал псевдонимом «Киров». В 1921 году стал первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана. В 1926 году он был избран первым секретарем Ленинградского обкома и горкома партии, после чего в составе группы ЦК направлен в Ленинград для идеологической борьбы с оппозицией, возглавляемой Г. Е. Зиновьевым. В городе была проведена грандиозная кадровая чистка, а Киров быстро сделался непререкаемым лидером. Будучи великолепным оратором, он активно участвовал в общественной жизни города. Был убит 1 декабря 1934 года в Смольном в результате покушения. Павел Климов, Тамара Чудиновская // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 425.

В 1934 году Рутковский возглавлял бригаду художников по росписи вокзала в Белоострове. На его открытие 4 декабря ждали С. М. Кирова, который интересовался работой и даже помогал доставать необходимые краски, бывшие в дефиците. Но 1 декабря Киров был убит. В тот момент многие советские художники обратились к сюжетам, посвященным его памяти. Работа Рутковского, скорее всего, исполнялась по государственному заказу, однако художник знал Кирова лично и писал картину, возможно, испытывая искренние переживания. Во всяком случае, Рутковскому удалось композиционными и колористическими средствами создать атмосферу торжественности и скорби. Тамара Чудиновская // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 428.

В 1934 году Рутковский возглавлял бригаду художников по росписи вокзала в Белоострове, на открытие которого 4 декабря должен был приехать Киров, с интересом относившийся к работе художников и даже помогавший доставать для росписей дефицитные краски. Но 1 декабря он был убит в коридорах Смольного. На его смерть откликнулись многие советские художники. Рутковский написал свое полотно за короткий срок, отразив в нем миф о прощании вождя советского государства И. В. Сталина с покойным. Художнику вряд ли были известны вскоре появившиеся слухи о возможных политических мотивах убийства Кирова, он выразил ощущение торжественной печали, подчеркнул высокую значительность происходящего. Открытый красный цвет, его контрасты с белым и черным определяют торжественное звучание картины, выдержанной в строгом ритме горизонталей и вертикалей. Она представляет собой как документ эпохи, так и типичное произведение социалистического реализма, в котором миф превращен в реальность мастерством художника. Для счастья народа. Каталог выставки Русского музея в Малаге. 2018. С. 79.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: