Коллекция онлайн

1834, д. Кудряково Лаишевского уезда Казанской губернии – 1902, Ницца

Привал арестантов

1861


Уменьшенное повторение одноименной картины 1861, находящейся в ГТГ. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 338.

Большую роль в формировании социально-критического направления в русской живописи сыграл своей картиной «Привал арестантов» В. И. Якоби, обративший на себя внимание еще в 1858 году живо написанным «Разносчиком фруктов». Художник иного уровня дарования и иной творческой судьбы, чем Перов, Якоби в 1861 году сумел стать рядом с ним как смелый новатор. Представитель нового поколения учащихся Академии художеств, воспитанных в атмосфере огромного общественного подъема, он стремился, как и многие из них, служить своим искусством интересам народа, усматривая в содержательности замысла один из основных критериев ценности произведения. В те годы бесконечные скорбные вереницы ссыльных тянулись по этапу в Сибирь. С ними было народное сочувствие, о них заговорила литература, но изобразительное искусство до Якоби этой темы не затрагивало. Художник написал произведение, в котором все было реально и полно драматизма. Образ скончавшегося в дороге революционера характерен для живописи шестидесятых годов, когда в среде прогрессивной интеллигенции служение народу смыкалось с жертвенностью. Трагическая в своей основе картина прямо обличала власть, закон и всех тех, кто распоряжался народной судьбой. В журнале «Северное сияние» этой картине, приобретенной наряду с «Крестным ходом» Перова прозорливым П. М. Третьяковым, была посвящена специальная статья. «Случалось ли вам, – говорилось в ней, – испытать странное, даже неприятное болезненное чувство, когда по всему телу пробегает мгновенная дрожь, хотя вы не озябли и резкий ветер с дождем не преследует вас своим навязчивым воем? Точно такое чувство испытали мы перед картиной Якоби». Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 16.

Самая мучительная из всех дорог — это дорога к месту заключения. Детям, старикам и больным не всегда были по силам сотни верст изнурительного пути „по этапу“. Картина Якоби со всей суровой правдивостью передает тяжелые страдания обреченных людей. Живописное полотно вызывало живой отклик у современников. Оно принесло художнику популярность и официальное признание Императорской Академии художеств, удостоившей живописца большой золотой медалью. (С. К.) Дорога и путь в русском искусстве. СПб, 2004. С. 44-45.

Русскую жанровую живопись 1860-х годов невозможно представить без картины «Привал арестантов». Картина написана по детским впечатлениям, поскольку имение Якоби было расположено в районе восточного тракта, по которому перегоняли каторжан. Внимание зрителя привлекает умерший арестант, лежащий на телеге, вероятно, пострадавший за политические убеждения. Одновременно с жандармом, устанавливающим смерть, арестант, находящийся под телегой, снимает с руки умершего кольцо. Слева, у верстового столба, группа измученных женщин и детей, очевидно, добровольно сопровождающие на каторгу своих мужей и отцов, скорбно переживают смерть арестанта. Здесь же ямщик, взнуздывающий лошадь, за ним - длинная вереница ссыльных, окруженная конвоем. Безрадостный пейзаж осенней степи усугубляет мрачное впечатление, производимое картиной.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: