Коллекция онлайн

1932, станция Лев Толстой Рязанской области – 2002, Нижний Новгород

Солдаты революции

1964–1965


В традициях многофигурной композиции, характерной для русской и советской исторической живописи, исполнена картина Холуева. Используя известный документальный кадр „В. И. Ленин обходит фронт войск Всеобуча на Красной площади в Москве 25 мая 1919 года“, автор усиливает динамичность композиции за счет развернутого диагонального построения, словно подчеркивающего энергию движения вождя, пристально всматривающегося в строй бойцов. «Наш лозунг должен быть один — учиться военному делу настоящим образом», — эти ленинские слова реализовывались в создании Всеобуча.

Укрупненный фрагмент вытянутого по горизонтали холста позволяет акцентировать лица людей, ощутить их состояние. Художник так представлял свою задачу, подчеркивая стремление к документальности: „Постепенно память о прошлом становится как бы документом. А мне, как, наверное, каждому, хотелось самому проникнуть в живую напряженную жизнь славной эпохи. Увидеть людей, для которых революция была такой же каждодневной работой, как сегодня наш мирный труд". // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 262.

Художник, размышляя над замыслом картины, говорил: «Постепенно память о прошлом становится как бы документом. А мне, как, наверное, каждому хотелось самому проникнуть в живую напряженную жизнь славной эпохи. Увидеть людей, для которых революция была такой же каждодневной работой, как сегодня наш мирный труд». При создании полотна был использован известный документальный кадр «В. И. Ленин обходит фронт войск Всеобуча на Красной площади в Москве 25 мая 1919 года». Автор усилил динамичность композиции за счет развернутого диагонального построения, которое подчеркивает энергию движения вождя, пристально всматривающегося в строй бойцов. // Анатолий Дмитренко. Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 392.

Солдаты революции

Кровавое время Гражданской войны нуждалось в своих героях, и они явились в сиянии героико-романтического ореола. О них слагались стихи и песни, писались романы и поэмы. Художники, особенно профессионалы исторического и батального жанра, делегировались в самые горячие точки, чтобы писать портреты «комиссаров в пыльных шлемах» (Б. Ш. Окуджава) и картины, увековечивающие их подвиги. Но основное бремя текущих революционных тягот ложилось на плечи простых людей — рабочих, солдат, матросов, крестьян — и они воспевались как исполненная доблести народная масса, составляющая единое целое со своими вождями и командирами. // Тамара Чудиновская. Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 392.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: