Коллекция онлайн

1832, Санкт-Петербург — 1902, Санкт-Петербург

Пейзаж с коровами

1878

  • Холст, масло. 47 х 82
  • Ж-8673

  • Пост.: 1940 из Дзержинского райфинотдела, Ленинград; ранее – собр. Ю.Э. Кульбис, Ленинград


Деревенская природа – основная тема творчества М.К.Клодта. Большинство пейзажных картин мастера обогащено анималистическими мотивами. Подобно В.Е. Маковскому, К.А. Савицкому и А.А. Киселеву, он тяготел к изображению коров. Его пасущиеся или возвращающиеся "стада", в отличии, от работ французов Р. Бонер или К. Тройона, вольно располагаются в глубоком пространстве освещенного солнцем родного пейзажа. Медлительные в своих движениях животные спокойно пьют воду из реки. Их состояние соответствует настроению теплого летнего дня в средней полосе России. Суховато написанные холсты Клодта привлекательны ясностью и скрупулезной точностью в передаче натуры.

Повторение-вариант – «Полдень» (1870) – экспонировалось в 1871–1872 на выставке ТПХВ в Петербурге. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 330.

Одним из самых характерных изображений русской деревенской природы является картина «Стадо у реки в полдень». Безупречное знание крестьянской жизни помогло барону Клодту создать достоверный образ среднерусского пейзажа, включающего равнину, перелески, извилистое русло обмелевшей в летнее время реки, стадо коров, спасающихся от зноя в тенистой прохладе деревьев и на водопое. Казалось бы, необходимые «законченность» и совершенство в воплощении выбранного мотива достигнуты. Но живописец не остановился на этом. «Теперь я много работаю, – писал он весной 1870 года Павлу Третьякову, – и думаю к выставке приготовить несколько картин, особенно же занимаюсь в настоящее время изучением животных»*.

Как результат, на протяжении нескольких лет появлялись новые работы Клодта с изображениями коров («Стадо коров», 1870, ГРМ; «Коровы под деревьями» (Ж-6307); «Пейзаж с коровами», Ж-8673). Однако наибольший интерес для зрителей представляли картины, в которых живописец предстает как талантливый рассказчик повседневной жизни русской деревни. Так, панорамный вид «Возвращение стада в деревню» (Ж-12051) с воздушной дымкой далей и контрастным освещением от лучей заходящего солнца на ближнем плане необычайно увлекателен и правдоподобен благодаря подробной описательности деталей крестьянского быта, фигуркам людей и изображению домашних животных, «оживляющих» пространство сельского пейзажа. С. В. Кривонденченков. Клодты — живописцы // Художественное наследие семьи Клодтов. СПб. 2020. С. 18.

* Письмо М. К. Клодта П. М.Третьякову, 26 апреля 1870, Семендяево // Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870–1879 / Сост. Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева, Н. Л. Приймак. М.: Искусство, 1968. С. 18.

Слева внизу: МККлодтъ. 1869 (буквы М и К переплетены)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: