Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Портрет Л. М. Эренбург

1924

  • Холст, масло. 60 x 49,5
  • Ж-8789

  • Пост.: 1971 из собр. Б. А. Бланкштейна (Ленинград)


Мастер картины, Петров-Водкин в первые послереволюционные годы больше работает в жанре портрета и натюрморта. Среди портретов самые многочисленные — изображения матери, жены, дочери, автопортреты и портреты людей из близкого окружения художника. При всем многообразии стилистических приемов, всех их объединяет единство внешнего, внутреннего и типического, в результате которого, как пишет Мариэтта Шагинян, рождается «духовный портрет», «икона». Художник предпочитает писать головы большого формата. Максимально приближенные к глазам зрителя, они с первой секунды порабощают наше восприятие. Исследователь творчества Петрова-Водкина видит в этом приеме влияние японской гравюры, в первую очередь, Китагава Утамаро с искусством которого художник был знаком, хотя с той же вероятностью можно предположить влияние византийской иконы. Сам Петров-Водкин заявлял о том, что прием масштабных голов он почерпнул у Валентина Серова. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 13.

Эренбург (урожденная Козинцева) Любовь Михайловна (1900–1970) — живописец и график, жена писателя И. Г. Эренбурга, сестра кинорежиссера Г. М. Козинцева. Занималась в частной школе-мастерской А. А. Экстер в Киеве (1918–1919). В это время познакомилась и вышла замуж за И. Г. Эренбурга. Училась во ВХУТЕМАСе в Москве у А. М. Родченко (1920–1921). В 1921 уехала с мужем в Берлин, где помогала в организации «Первой русской художественной выставки» в галерее Ван Димена. Сотрудничала с Л. М. Лисицким, издававшим с И. Г. Эренбургом журнал «Вещь» (1922, Берлин). В 1920-е вместе с ним много путешествовала по Европе.

Ее портреты исполнили Р. Р. Фальк, Н. И. Альтман, А. Г. Тышлер. О духовной связи художника и модели свидетельствуют строки из письма Эренбург вдове Петрова-Водкина Марии Федоровне: «…очень дорожу воспоминаниями об Кузьме Сергеевиче и горжусь тем, что он дружески относился ко мне». // Алиса Любимова. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 27.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: