Портрет Е. Э. Котоминой
1925
- Фанера на подрамнике, гуашь, темпера, пастель. 87,5 х 64,5
- Ж-8854
Пост. от Н. В. Котоминой, дочери изображенной (Ленинград)-
Сведения о реставрации:
Богомолов А.И. (2010)
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Котомина Елизаветта Эдуардовна (1890–1971) — жена инженера-электрика А. А. Котомина, с конца 1910-х годов заведовавшего электрической частью государственных академических театров, участника разработок плана ГОЭЛРО. Александр Головин. СПб, 2013. С. 132.
Состояние сохранности до реставрации:
Как и в большинстве станковых произведений, при создании портрета Е.Котоминой А.Головин использовал те же материалы, что и для театральных эскизов и постановок, не следуя технологии классической станковой живописи. Исключением не стал портрет Е.Э.Котоминой, выполненный в смешанной технике темперы, гуаши и пастели, которые художник втирал в сырую краску для усиления живописного эффекта. В качестве основы автор использовал многослойную фанеру, закрепленную на подрамнике-планшете. Фанера низкого качества стала растрескиваться вдоль волокон шпона, образуя очаги расслоений и многочисленных утрат красочного слоя и грунта. Картина находилась в аварийном состоянии: могла храниться только в горизонтальном положении.
Комплекс проведенных мероприятий:
В процессе реставрации был укреплен грунт и красочный слой, при этом было решено использовать неводосодержащие адгезивы. Порошащийся слой пастели зафиксирован. Свободно лежащие фрагменты красочного слоя возвращены на место и подклеены. В места утрат подведен реставрационный грунт, имитирующий фактуру авторской живописи, а также трещины, повторяющие трещины фанеры. Для этой операции использовался грунт фирмы Lascaux Pastel Ground. Утраты живописи тонированы акварельными красками с минимальным использованием влаги и пастельными карандашами фирмы Rembrandt для придания матовости. После реставрации экспонат смонтирован в раму под «отнесенное» стекло.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 168.