Гениальный Врубель, впервые выставлявшийся в Петербурге, представил три работы — две скульптуры и панно «Утро», ставшее гвоздем выставочной экспозиции.
В 1897 году Врубель написал три больших декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», для одного из интерьеров московского дома С.Т. Морозова на Малой Спиридоновке, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля.
В принадлежащем Русскому музею панно «Утро» пробуждающаяся природа олицетворена в виде четырех аллегорических фигур, подобных сказочным русалкам. Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, словно вырастая из орнаментального узора растений, которые, как волшебное платье, выявляют всю ее стать. С восторженным изумлением встречает она восходящий свет, разливающейся на небе и олицетворенный «лучом», как художник называл другую героиню, причудливо изогнувшуюся и устремляющуюся из лесных зарослей вверх. Контрастный переход от статики к движению пластически выражает момент пробуждения – от неподвижности ночи к динамике утра, от душевного покоя к внезапной взволнованности. Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «фея» (по выражению Врубеля), олицетворяющая пробуждение от сна. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, и в них появилась первая утренняя мысль, может быть – продолжение последнего сновидения. Четвертая фигура дана фрагментарно: правый край полотна обрезает изображение женской головы с выражением страха на лице или крика отчаяния, будто «русалка» увидела нечто ужасное. Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Четыре женские фигуры своей выразительностью усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Холодный колорит панно, сотканный из зеленых тонов – от светлых, разбавленных белилами, до темно-изумрудных, создает ощущение прохладной освещенности раннего утра, когда диск солнца вот-вот появится из-за невидимого горизонта.
За всеми образами художника стоят извечные человеческие категории добра и зла, страдания, жизни, смерти, любви. Они на редкость многозначны, всеобъемлющи. Это подлинные образы-символы, способные вызывать самые разные отклики в душе зрителя.
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»
В литературе бытует с названиями «Русалки», «На рассвете» и «Рассвет». Написано в серии панно «Времена дня» для дома С. Т. Морозова, построенного Ф. О. Шехтелем на Спиридоновке в Москве, но было отклонено заказчиком. Художник хотел уничтожить полотно, но И. Е. Репин уговорил автора экспонировать работу на выставке русских и финляндских художников в Петербурге. Созданная летом 1897 года на хуторе П. Н. Ге в Черниговской губернии, она датирована в начале 1898 года, перед отправкой на выставку, где в первый же день была кулена княгиней М. К. Тенишевой. В начале 1902 года по просьбе владелицы художник переписал ряд мест в картине. Владимир Круглов // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 280.
В 1890-х Врубель был самой крупной фигурой среди русских символистов в изобразительном искусстве. Он — классический символист, создатель характерных образцов этого направления. …характерные образцы символизма: <…> серия картин, акварелей, майолик с пантеистским мироощущением — «Утро», «Богатырь» (1898, ГРМ, Ж-1837), «Пан» (1899, ГТГ, инв. 1461), «Сирень» (1900, ГТГ, инв. 11054), «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ, инв. Ж-42), — навеянных фольклором, классической литературой и музыкальным театром. Разные по жанрам и темам, они являют спектр возможностей художника-визионера, свободно «пересекающего» время и пространство, в соответствии со своим пророческим даром творящего возвышенные мифы. Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 10.
Врубель не мыслил пейзаж вне человека, населяя свои полотна изображениями не то людей, не то мифологических существ. Многозначны и сложны по природе построенные на тонкой ассоциативной связи его картины «Утро», «Сирень», «Пан», «К ночи» (1900, ГТГ, инв. 1462), где литературные и музыкальные реминисценции переплелись с ярко эмоциональным восприятием реальности, с претворением ставших элементом национальной памяти древних фольклорных образов. Свойственные работам мастера экспрессивное переживание состояний природы, ноты трагического одиночества, «тоска духа» делали их актуальными в атмосфере конца века. / Там же. С. 12.
Подобно западным коллегам, мастер <Врубель> пытался воплотить в зримых формах «бесплотные» субстанции, например, «тайну»... Та же задача волновала его в холсте «Утро», где, как в работе Анны Голубкиной (ваза «Туман», ГРМ), появились антропоморфные изображения солнечного луча и тумана. Там же. С. 13.
Показать полный текстВ панно «Утро», «Полдень», «Вечер» отразились устремления Врубеля к искусству «большого стиля», интерес к решению проблем синтеза. Впервые в его полотнах доминировал пейзаж. Это связано с особенностями интерьера. Картина «Утро» принадлежит Русскому музею. Решенная в гамме «болотной зелени», любимой мастерами модерна, полная таинственности и неясных намеков, уподоблений, она — характерный пример декоративной системы «нового стиля» и символизма как философии искусства. Автор учел ее место в зале, особенности пространства, пронизанного витальностью. Холст «аккумулировал» множество проявлений жизненных сил, «материализовав» их в виде четырех стихий — в девственной чаще леса изображены фигуры, символизирующие пробуждающуюся землю, прячущуюся в зарослях цветов и трав воду, луч солнца и рассеивающийся ночной туман. Как и формы, одухотворены их очертания, складывающиеся в магические орнаменты. Картина экспонировалась на выставке русских и финляндских художников, где в первый день была приобретена княгиней М. К. Тенишевой. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 18.
Мечтая соединить в своем творчестве искусство с жизнью, Врубель работал над поисками высокого монументального стиля и особой национальной формы, используя в произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем «модерн», для которого характерны также и контрастный переход от статики к движению, от душевного покоя к внезапной взволнованности. Для художественного языка модерна характерна особая плавность форм, вытянутость фигур, подчёркнутость контуров, использование растительных мотивов. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетаются в причудливый узор, в котором иногда появляются фигуры женщин или фантастических существ.
Модерн обнаруживает пристрастие к аллегорическим сюжетам, которое можно наблюдать и в панно «Утро». В нем пробуждающаяся природа олицетворена в четырех аллегорических фигурах русалок. Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, встречающей восходящий свет. Его художник называет «Лучом» и олицетворяет с другой героиней, причудливо изогнувшейся и устремившейся из лесных зарослей к небу. Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «Фея», представляющая пробуждение от сна. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, в которых появляется первая утренняя мысль, как продолжение последнего сновидения. Четвертая фигура справа дана фрагментарно: изображена женская голова с выражением страха и отчаяния.
Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Четыре женских изображения усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Образы, созданные художником, многозначны и вызывают самые разные чувства, испытываемые человеком. Колорит панно, созданный из зеленых тонов, создает ощущение прохлады раннего утра, когда солнце еще только должно появиться из-за невидимого горизонта.
Данное произведение — одно из трех декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», было исполнено Врубелем для интерьера московского дома С. Т. Морозова на Малой Спиридоновке (проект архитектора московского модерна Ф. О. Шехтеля).