Коллекция онлайн

1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда

Бурлаки на Волге

1870–1873

  • Холст, масло. 132 x 283
  • Ж-4056

  • Пост. в 1918 из бывш. дворца великого князя Владимира Александровича, Петроград

  • Сведения о реставрации:

    Бриндаров А.Б. (1968)

Картина принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. Она начинала собой новую эпоху в истории отечественного искусства. Художник поставил своей целью создать монументальное полотно, посвященное жизни народа и не только раскрывающее тяжесть его доли, но и воспевающее его духовную силу. В 1868 году, катаясь по Неве в Петербурге, Репин впервые увидел бурлаков и был поражен зрелищем оборванных, впряженных в лямку людей, особенно по контрасту с гуляющей публикой. После двух поездок на Волгу, близко познакомившись с бурлаками, он обратился к утверждению нового героя, которого не знала русская живопись. На фоне широкого волжского пейзажа в жаркий летний день движется многоликая бурлацкая ватага. Каждый из героев картины был для Репина живым лицом со своей судьбой, характером, внутренним миром. Не раз виденную в натуре сцену Репин поднял до широкого обобщения, сохранив при этом свежесть непосредственного жизненного впечатления, наполнив картину широким дыханием волжских просторов. С картины «Бурлаки на Волге», высоко оцененной на Всемирной выставке в Вене (1873), началась европейская известность Репина. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 197.

Тяжеловесным скульптурным фризом выглядит группа людей в жаркий летний день на фоне широкого волжского пейзажа, высветленного песка, воды и неба. Группа представляет единое целое и в то же время состоит из трех отдельных частей. В авангарде — ведущий бурлак, поп-расстрига Канин, голова которого напоминает лицо древнегреческого философа. «Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб — большой, умный, интеллигентный лоб — это не простак…»,  — делился своими впечатлениями Репин.

Индивидуальными чертами наделены фигуры, окружающие Канина: нижегородский боец с опущенной мощной рукой, Илька-моряк, смотрящий исподлобья на зрителя, высокий худой человек с трубкой. Композиционный центр идущих в связке бурлаков — мальчик в красной рубахе по имени Ларька, поправляющий сползающую с худых плеч лямку. Предельное напряжение его сил подчеркивается образами идущих рядом бурлаков, один из которых, прислонившись к соседу, не спеша набивает трубку табаком, а второй вытирает пот с изможденного и болезненного лица. В замыкающей группе выделяется профиль бородатого мужика в шапке, который дополняет общий ритмический рисунок медленно идущей толпы.

В целом, рождается суровый групповой портрет одиннадцати бурлаков, созданный по правилам «высокого жанра». Такое решение бурлацкой темы стало неожиданным для представителей определенных официальных кругов.

Репин закончил картину в марте 1873 года. Она была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в этом же месяце на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки на Всемирную выставку. На Всемирной выставке в Вене (1873) картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил ее в своем дворце в Петербурге.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

В 1968 году реставрационной комиссией Русского музея было приято решение о проведении фундаментальной реставрации произведения. Еще в 1957 году Комиссия по рассмотрению вопроса о возможности транспортировки картины в Москву, в которую входили ведущие специалисты Русского музея оценивали состояние картины как тяжелое: «многочисленные, почти по всей картине, глубокие трещины резко ухудшились в сравнении с ее состоянием в 1918 году».[1] Всю поверхность картины покрывал крупносетчатый жесткий кракелюр красочного слоя и грунта с приподнятыми краям (сетка кракелюра отражалась на тыльной стороне основы), холст стал ветхим, от чего ослабло общее натяжение, нагрузка от жесткого грунтового кракелюра могла привести к утратам красочного слоя и грунта; лаковое покрытие сильно потемнело и пожелтело, что искажало цветовой колорит авторской живописи, затрудняло целостное восприятие картины.

Комплекс проведенных мероприятий:

Начали реставрацию с укрепления красочного слоя и грунта по всей поверхности, сняв холст с подрамника, с последовательной отпрессовкой каждого проклеенного участка. В общей сложности укрепление проводилось три раза с лицевой стороны и четыре раза с тыльной стороны. После каждого укрепления тыльной стороны, в местах вертикальных изломов грунта в нижней части картины накладывалась латунная сетка, близкая по плетению к фактуре холста. Покрытые сеткой участки проглаживались теплым утюгом, сетка равномерно распределяла нагрев по холсту и способствовала устранению деформаций. Ранее подобный способ не применялся в реставрации. После устранения деформаций и изломов, картина была дублирована на новый холст и натянута на подрамник. Следующим этапом стало утоньшение коричнево-золотистой пленки лаковых слоев, искажавших авторскую цветовую палитру. Пробные расчистки показали, что картина покрыта лаками на основе мягких смол. Это позволило провести работы по их удалению и выравниванию по отработанной методике с помощью эмульсии классического состава. Уровень оставшейся на поверхности тонкой пленки нижнего лака в процессе работы контролировался в УФ- лучах. Оставлен тончайший прозрачный слой лака, чтобы не задеть верхний слой живописи и авторские лессировки. Далее картина покрыта защитным слоем реставрационного лака. Живопись приобрела свежесть и первоначальную красоту.

[1] ОР и ВА ГРМ. Фонд № ГРМ (I).Опись О.Рест. Ед.хр. №103

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 124-125.

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Бурлаки на Волге
Год создания: 2010 | Интерактивная программа | Язык:

Аудиовизуальные лекции старшего научного сотрудника Русского музея, заслуженного работника культуры Регины Абрамовны Гельман посвящены нескольким шедеврам из коллекции Русского музея. Вы можете узнать о том, что такое «натюрморт», как И.Е.Репин создавал свое произведение «Бурлаки на Волге» или о том, как в самый непростой момент своей жизни В.И.Суриков решился писать «Взятие снежного городка». 

Бурлаки на Волге
Год создания: 2004 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 52:00

Фильм рассказывает об истории создания Ильей Репиным знаменитого полотна «Бурлаки на Волге», популярность которого насчитывает столько же лет, сколько лет и самой картине.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: