Охотники на привале
Авторское повторение. 1877
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Василий Григорьевич Перов был страстным охотником, и тема охоты привлекала его на протяжении всей его творческой деятельности («Рыболов», 1871; «Ботаник», 1874; «Голубятник», 1874; «Рыбная ловля», 1878, «Птицелов», 1879 и др.). Картину «Охотники на привале» художник написал в 1877 (картина с одноименным названием 1871 года создания хранится в ГТГ).
На картине изображены три охотника на отдыхе. Слева, вероятно, опытный охотник из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих «подвигах». Прототипом для него стал Д. П. Кувшинников, известный в Москве врач и большой любитель ружейной охоты. После экспонирования картины его имя стало популярно в литературных, художественных и театральных кругах, а в квартире в Малом Трёхсвятительском переулке часто бывали В. Г. Перов, А. П. Чехов, И. О. Левитан и др.
На втором плане изображен средних лет человек, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки. Моделью для него послужил также врач и художник-любитель В. В. Бессонов. Справа — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий рассказы бывалого охотника. Для этого образа художнику позировал 26-летний Н. М. Нагорнов, друг и коллега Д. П. Кувшинникова и В. В. Бессонова. Вскоре после написания картины он женился на племяннице великого писателя В. В. Толстой, а в начале 1890-х стал членом Московской городской управы.
Работа экспонировалась в 1869 на Всемирной выставке в Париже.
______
Федор Достоевский называл ее понятнейшей картиной нашего национального жанра. Он ее так пересказывает: «Один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется... Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства». Эстеты видели в доходчивости картины, ее расположенности к пересказу как раз уязвимую сторону: литературность, анекдотизм (Александр Бенуа, программно выступивший против повествовательности в живописи, тем не менее часто употреблял по отношению к картинам этот термин). Но дело, как представляется, серьезней. Рассказ про рассказчиков доведен до высокой степени достоверности. Их байки настолько не соответствуют действительности, что даже собака — кажется, это английский сеттер — это понимает, и отворачивается от хозяев. Что, в свою очередь, не может соответствовать действительности. Перов блестяще использует прием тотальной нарратизации. Александр Боровский. Художник и собака. Путь в искусстве // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С. 17.