Витязь на распутье
Увеличенный вариант одноименной картины (1878, СИХМ). 1882
- Период Вторая половина XIX века
- Поделиться
В картине «Витязь на распутье» художник дает вольную интерпретацию былины «Три поездки Ильи Муромца». Он показывает богатыря в момент раздумья перед камнем с надписью: «как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Васнецов трактует легенду как реальное событие, изображая витязя в этнографически и исторически достоверных «богатых азиатских доспехах», в естественной пейзажной среде, и достигает «сильного исторического настроения» и убедительности. Противопоставляя светлые и темные силы, Васнецов использует литературные приемы: светлая фигура рыцаря на белом коне и камень со зловещим черным вороном, разбросанные по степи кости и черепа. Трактовка пейзажа — бескрайняя степь, ассоциирующаяся с бескрайностью российских просторов, и одиночество тяжеловесной фигуры витязя на коне придают картине эпическое звучание. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 237.
1878 год, когда художник представил на передвижной выставке картину «Витязь на распутье» оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набросок композиции «Витязя». В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-«вещуном» посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями. Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизиться к эпическому строю былинного сказа. Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.
Показать полный текстОдноименный эскиз — Дом-музей В. М. Васнецова, Москва; повторение (1919) — частное собрание, Москва. Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 118.
«Исторические и сказочные грезы» «не отпускали» Васнецова в ученический период, но утвердились в творчестве мастера лишь через несколько лет после окончания Академии художеств. Так в начале 1870-х годов под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» появились карандашные рисунки на тему будущей картины «Витязь на распутье» (ГРМ). <...>
В окончательном варианте картины «Витязь на распутье», созданном в 1882 году, Васнецов крупным планом запечатлел мощную фигуру богатыря на коне, противопоставляя ее изображению вещего камня. Гиперболизация живописных форм и декоративная выразительность цветовой гаммы усиливали эпическое звучание былинно-фольклорных сюжетов. С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 8.
Приступив к созданию картин на былинные сюжеты, Васнецов отказывается от многофигурных композиций, которые не соответствуют поэтическому материалу. В былине богатырь, как правило, действует в одиночку, даже если приходится сражаться с целым войском, с «силушкой поганой». В предельно ограниченном, минимальном числе действующих лиц в сочетании с их особой эпической монументальностью — художественная особенность его картин на былинные сюжеты. В 1882 году художником была окончена картина «Витязь на распутье» (ГРМ). В основе ее содержания былина «Три поездки Ильи Муромца», в которой рассказывается, как на росстани трех дорог богатырь увидел камень с надписью, пророчащей путнику в зависимости от выбранного пути женитьбу, богатство или смерть. Илья Муромец отправляется в ту сторону, которая сулит смерть. На него нападают разбойники, но богатырь побеждает их. Потом он едет по другим дорогам. Суженая оказывается злой волшебницей. Илья расправляется с ней, освободив из ее полона множество людей. Найдя на третьем пути сундук с золотом, он раздает его нищим (в другом варианте былины строит монастырь). Таким образом, ни одно из трех предсказаний не сбылось. Воля богатыря, его сила, мудрость и бескорыстие победили судьбу.
Васнецов отходит от былины, давая сюжету свою интерпретацию. Там камень стоит на росстани трех дорог. На картине — бездорожье: степь и камни — нигде ни тропинки. В былине надпись на камне ставит богатыря перед выбором: невеста, богатство или смерть. На картине надпись выбора не дает: «как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Художник выбрал тот момент, когда богатырь, по словам былины, «пораздумался». В картине как бы столкнулись две силы — богатырь на белом коне и камень со зловещими черными птицами, свет и тьма, находящиеся в вечном противоборстве. Мужественная стать богатыря создает уверенность в том, что нерешительность мимолетная, она будет преодолена, еще мгновение — и витязь двинется вперед, навстречу любой опасности, не испугавшись никаких предсказаний. В. Г. Смолицкий. В. М. Васнецов и фольклор // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 109-110.
Рекомендуем
| «Два богатыря». Васнецов и Врубель. Онлайн-курс «Я и картина» (16:42) | ||
| Творческая мастерская "Конь богатырский". Онлайн-курс «Я и картина» (2:42) |