Коллекция онлайн

1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград

Девушка в футболке

1932

  • Холст, масло. 102 x 64
  • Ж-4419

  • Пост. в 1933 от автора (с выставки "Художники РСФСР за XV лет", 1932, Ленинград).


Мотив героического как неотъемлемой составной части спорта получил преломление и в сфере женского портрета-типа, где в предвоенное десятилетие ведущей являлась идея, согласно которой молодая, вступающая в «большую жизнь» девушка могла справиться с возложенными на нее новыми (притом ранее считавшимися совершенно не женскими) задачами, в первую очередь, благодаря именно спорту («Спартаковка», «Девушка в футболке» и «После кросса» Самохвалова, «Физкультурница» Ивана Куликова). Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 15.

Прообразом послужила Адамова Евгения Петровна (1907–1977) — учительница.

Портрет, экспонированный в 1937 году на Международной выставке в Париже и отмеченный золотой медалью, принадлежит к числу наиболее известных в советском искусстве, является вехой в творчестве его автора. «Особой радостью для меня представлялось осуществление в живописи образов моих современников тех лет», — вспоминал Самохвалов. Возгласом «брависсимо» приветствовал произведение И. Э. Грабарь, известный критик А. Эфрос считал изображенную «великолепной».

На «Экспо» во французской столице героиню портрета называли «советской Джокондой». Художник изобразил учительницу-активистку Евгению Петровну Адамову, сохранившую до конца своих дней удивительную душевность и увлеченность. В ее облике воплощены и типические черты человека своего времени — с его непосредственностью, энтузиазмом, целеустремленностью. Не только самой моделью, но и живописью, строгой, лаконичной и одновременно изысканной, Самохвалов утверждал своего рода идеал простой красоты. Приметы монументальности отличают ясную архитектонику композиции, широту письма, «фресковость» фактуры, динамизм образа. «Девушка в футболке» — произведение, в котором воплотилось представление об эпохе, «прекрасной современнице, девушке, каких не было раньше».  Анатолий Дмитренко.  Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 230. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: