Бегство фашистов из Новгорода
1944-1946
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Художники, объединившиеся в творческий коллектив "Кукрыниксы" еще в 1920-е годы, с начала войны участвовали в создании сатирических плакатов и листовок, а с 1943 года неоднократно выезжали на фронты.
В 1944 Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород, который был оккупирован почти 2,5 года. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии. Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в ХI веке, на протяжении столетий являлся духовным центром Новгородской республики и одним из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества, бессмертность великой культуры — такую задачу поставили перед собой художники, приступая к созданию картины.
В центре картины высится исполненный трагической красоты собор, рисунок силуэта его чист и ясен. Кругом пылает огонь, по дороге бегут фашисты. Изуродованный ими памятник «Тысячелетие России» словно взывает к отмщению. Софийский собор символически воспринимается как образ несломленной страны и ее людей. Озаренный теплым солнечным светом великий памятник древнего зодчества стоит как богатырь, полный величия и силы, утверждая торжество разума и гуманизма. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 173.
По завершенности замысла, яркости воплощения художники П. Н. Крылов, М. В. Куприянов, Н. А. Соколов создали одно из наиболее значительных полотен, посвященных Великой Отечественной войне.