Теплый день
1957
Картина олицетворяет начало десталинизации советского искусства, развернувшейся после официального разоблачения культа личности Сталина в 1957 году. Изображение девушки, отдыхающей после простой домашней работы, не соотносится ни с одной из идеологических формул. Вольно или невольно Левитин избегает портретных и сюжетных штампов, характерных для социалистического реализма. Он утверждает своим полотном ценность мгновения «здесь и сейчас». Любование красотой юности, наслаждение светом и теплом — простые общечеловеческие радости, художник искренне делится ими со зрителем и не навязывает ему дополнительных идеологических смыслов.
Для счастья народа. Каталог выставки Русского музея в Малаге. 2018. С. 123.
Показать полный текстАнатолий Павлович Левитин – яркий представитель плеяды российских советских художников, чья творческая деятельность, начавшаяся в 1950-е, отразила жизнь нашей страны в период послевоенного восстановления разрушенных городов, освоения целины, строительства грандиозных электростанций на сибирских реках, прорыва в космос, железного занавеса и холодной войны. По широте охвата жизненных явлений и точности их художественного воплощения творчество художника без преувеличения можно назвать энциклопедией жизни России. В основе живописной манеры А. П. Левитина заметны традиции русской реалистической живописи последней трети XIX века и французского импрессионизма. В лучших своих произведениях, как и в этом, мастеру удается за счет лаконичного композиционного решения и строгого отбора деталей выразить общечеловеческие ценности и, прежде всего, радостное отношение к жизни и восхищение неповторимым ароматом природы. Работа в числе других принесла художнику всесоюзную известность и была отмечена серебряной медалью Академии Художеств СССР.