Коллекция Государственного Русского музея

1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Черный квадрат

Около 1923


На «Последней футуристической выставке картин» 1915 года, названной «0,10», (так как 10 ее участников решили свести все предметные формы к «0» и шагнуть за «0» в беспредметность), Малевич показывает 39 абстрактных композиций, представленных под названием «Новый живописный реализм» – супрематизм, от латинского «supremus» – «высший». Объясняя происхождение изобретенного направления, автор выводил его из кубизма, о чем и пишет в специально составленной брошюре «От кубизма к супрематизму». Позднее практически вся живопись, которая предшествовала искусству XX века, была включена в этот поток, и Малевич считал, что венчает это мощное мировое движение именно искусство геометрической абстракции.

Супрематизм Малевича в собрании Русского музея представлен классическими образцами, дающими представление о трех его этапах: «Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого», – писал художник в одном из своих теоретических трудов. Черный этап, по мысли автора, также начинался с трех форм – квадрата, креста, круга – трех геометрических элементов живописи – ее фундамента и алфавита.

 «Черный квадрат» Малевич определил как «нуль форм», базисный элемент мира и бытия. Он словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует полюсность черного (полное отсутствие цвета и света ) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшем в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя.

 «Черный квадрат» знаменовал чистый акт творения, осуществленный Художником. Он стал ядром, центром новой системы, из которого выводились все другие супематические формы.  «Черный квадрат – зародыш всех возможностей, – писал Малевич. – Он является родоначальником шара или куба, из нескольких квадратов можно сложить прямоугольник или крест. Черный квадрат принимает при своем развитии страшную силу, его распадение несет удивительную культуру в живопись».

 Малевич использует простейшие геометрические фигуры. Взятые в абсолютной „чистоте“, как некая первооснова языка искусства, они равнозначны живописной „формуле“, которая в сознании художника, как, вероятно, в сознании средневекового алхимика, имеет сакральный смысл. Не случайно первый вариант „Черного квадрата“ Малевич выставил на выставке „0,10“, как икону, повесив по русскому обычаю в правом, „красном“ углу.

Икона — знак нового времени — так воспринимали современники „Черный квадрат“, возможно, полагаясь и на собственные высказывания Малевича: „У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени...“. „Черный квадрат“ еще при жизни художника становится неким символом искусства Малевича, а точнее — повествующей о себе на супрематическом языке „творческой религии“.

«Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест» были написаны около 1923 года и предназначались для Международной выставки в Венеции. Однако там они так и не были показаны из-за интриг российских устроителей. Это обстоятельство чрезвычайно оскорбило Малевича. Хотя уже тогда он начал осознавать, что геометрический супрематизм, названный им «живописным реализмом», достиг предела своего развития.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: