Коллекция онлайн

1883, Москва – 1941, Ленинград

Формула периода 1904 по июль 1922 (Вселенский сдвиг через Русскую революцию в мировой расцвет)

1920–1922

  • Холст, масло. 186 x 186
  • Ж-9571

  • Пост. в 1978, дар Е. Н. Глебовой, сестры художника, Ленинград


Трагические события в России середины 1900-х — первой половины 1910-х годов — расстрел мирной демонстрации 1905 года, поражение в двух войнах — с Японией и в Первой мировой войне — приблизили неизбежность революционных событий 1917 года. О надвигающемся урагане предупреждали многие писатели, художники, философы еще с 1900-х годов. И уже тогда звучала надежда на объединение демократических сил России с международными борцами за социальную справедливость.

Идею мирового единства всех народов в борьбе против буржуазии раньше других в изобразительном искусстве выразил Павел Филонов. Уже в 1915 году им были написаны картины из цикла «Ввод в мировый расцвет».

Осенью 1916 года Филонов был мобилизован и отправлен на Румынский фронт рядовым второго морского полка Балтийской морской дивизии. В февральскую революцию его избирают председателем солдатского съезда в городе Измаиле, а затем председателем Исполнительского военно-революционного комитета Придунайского края. После ликвидации фронта Филонов возвращается в Петроград и передает председателю военно-революционного комитета Н.И. Подвойскому знамена трех полков Балтийской дивизии. В 1918 году Филонов активно включается в художественную жизнь революционной столицы. В 1919 году он участвует в грандиозной выставке, открывшейся в Зимнем дворце, циклом картин «Ввод в мировой расцвет». Участвует в организации Института художественной культуры и в 1923 году возглавляет в нем отдел общей идеологии. Двадцатые годы были временем высокого подъема и творческой активности художника. Он создает цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Картина Павла Филонова «Формула периода 1904 г. по июль 1922», имеющая второе название: «Вселенский сдвиг через Русскую революцию в мировый расцвет», — наиболее экспрессивное отражение в живописи произошедшего в России и мире.

На плоскости холста художник изображает взрывную пульсацию Вселенной как формульный образ Революции.  Он разбирает мир буквально до атомов, а потом позволяет ему собраться из них снова. Картинная плоскость превращена в динамическое взаимодействие потоков аналитических частиц, имеющих простые геометрические очертания. Туманные, застилающие пространство холста пятна воспринимаются как последствия революционного взрыва, встряхнувшего страну, дымом и осколками разлетевшегося по ней, изменив мироустройство общества.

Сам Филонов, к сожалению, не оставил описаний своих картин. Не сохранились и его ранние дневники. Однако его жена, Екатерина Серебрякова, иногда фиксировала свои мысли о картинах художника, которые, скорее всего, не просто совпадали, но отражали отношение к ним самого Филонова.

«Какая сильная динамика, — записывает она о картине, посвященной Революции, – кажется, полотно разнесет во все части».

Действительно, это произведение Филонова, как никакое другое в русском искусстве, соответствует высказываниям о революции лучших литераторов той поры: «Как подземный удар, разбивающий все, предстает революция; предстает ураганом, сметающим формы; <…> Революция напоминает природу: грозу, наводнение, водопад; все в ней бьет „через край“, все чрезмерно», — писал Андрей Белый.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: