Негритянка
Этюд для картины «Семья кочевника» (1907, Государственная художественная галерея Республики Чувашия, Чебоксары). 1907
В апреле–июле 1907 года Петров-Водкин совершил путешествие в Северную Африку, побывав в Алжире и Тунисе. Он устремил свой взор в строну Африки и Востока в поисках чего-то неожиданного, первобытного, подлинного. Во время поездки художник создал большое количество рисунков, акварелей и этюдов маслом. Африканская серия открывает новый период в творчестве художника, наполненный гармонией и чистыми красками. После возвращения в Париж Петров-Водкин писал матери: «...два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, и это впечатление не забудется, и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи — я почти забыл мои серые краски». Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 74.
Вспомнив совет Борисова-Мусатова, на следующий год [1906] Петров-Водкин отправляется в Париж, бывший на рубеже веков художественной Меккой. Французский период оказался длительным — три года без двух месяцев, проведенных в Африке (Тунисе и Алжире). Художник посещает различные частные школы, но предпочтение отдает академии Филиппо Коларосси. В Париже Петров-Водкин живо интересуется работами художников группы «Наби» — Пюви де Шаванна, Мориса Дени, Эдуара Вюйара, которые могли напомнить ему живописные симфонии Борисова-Мусатова музыкальностью ритмов, гармонией пластического решения, по сути близкой стенописи, и выразительной недосказанностью образов. В то же время, со слов самого Петрова-Водкина, он «...научился кой-чему у французских импрессионистов» и отметил для себя полотна Поля Гогена и Поля Сезанна, но лишь частично воспользовался их художественными открытиями, также как впоследствии подчинит своим целям и задачам инновации кубистов и футуристов. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 7.
Показать полный текстПуть к познанию самого себя как художника был для Петрова-Водкина долог и труден. Одним из шагов на этом пути стала поездка в Северную Африку. Он оправился туда из бурлящего художественными страстями Парижа весной 1907 года. Незабываемое путешествие по Алжиру и Тунису, с массой встреч, происшествий были позже описаны им в «Пространстве Эвклида» и поэтической повести «Поездка в Африку».
На основе привезенных из Африки этюдов и эскизов, вернувшись в Париж, Петров-Водкин создал несколько картин. Двумя из них — «Семья кочевников» и «Танец арабов» — он участвовал в парижском Салоне 1908 года.
«Семья кочевника» удивительно перекликается с «Женой короля» Поля Гогена. Но в этюде «Негритянка», хранящемся в Русском музее, гогеновский мотив уходит на второй план. Здесь впервые затронута одна из главных тем Петрова-Водкина — тема материнства. Однако африканская «Мадонна с младенцем» не трактуется им как «икона», скорее, как истукан или идол. Ее архетипичный образ ближе к Еве, нежели к Марии. Это богиня, «великая мать», питающая и дающая.
«Африканский цикл моих работ писавшие и пишущие обо мне, с легкой руки журнала «Аполлон», определяют как „гогеновский“. Я не боюсь сознаться в любых моих промахах и любых заимствованиях <…>, — но здесь кроется явное недоразумение. Возможно, что Матисс был моим вдохновителем при работе над „Играющими мальчиками“, что у Пикассо я тоже кое-чему научился, но у Гогена я никогда и ничему не учился. Во всяком случае Африка меня отрезвила. Из этой поездки я привез уйму этюдов, зарисовок и начатых картин» (К. С. Петров-Водкин. Путь художника, «Советское искусство», 17 ноября 1936)