Коллекция онлайн

1885, Москва – 1953, Москва

Матрос

1911

  • Холст, масло. 71,5 x 71,5
  • ЖБ-1514

  • Пост. в 1926 через ГИНХУК, Ленинград


Судьба произведений Татлина сложилась парадоксально. Произведения его редки в коллекциях, но место одного из пионеров русского авангарда за ним закрепилось прочно. Знакомство и дружба на рубеже 1910-х годов с Ларионовым способствовали появлению в живописи и графике Татлина «примитивистских» тенденций. Художник был увлечен наблюдением за бытом и обликом заполнявших приморскую Одессу матросов, рыбаков, торговцев и прочих колоритных типов. Но вместе с тем характер обобщения, соотношения изображения с фоном, несомненно, были «подсказаны» Татлину древнерусскими иконописцами. Оттуда же проистекает резкий масштабный контраст между главным персонажем и небольшими фигурками в фоне, помещенными подобно клеймам в иконе, который создает резкий беспокойный ритм контуров, и пробела-блики на лице и одежде матроса. В «Матросе» автопортретные черты сплетаются с типическими, картина как нельзя лучше выражает и личностную характеристику и импульсивность творческих поисков художника. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 313.

Судьба Владимира Татлина складывалась подчас необычно. Он был и моряком, и путешественником, и под видом слепого музыканта-бандуриста ухитрился даже проникнуть в Париже в мастерскую Пикассо – и он всегда оставался романтиком. Не случайно картина «Матрос» является одним из самых, быть может, романтизированных автопортретов в искусстве русского авангарда. Она принадлежит к раннему периоду творчества мастера (произведений Татлина этого времени до нас дошло не так много), но в ней уже ощутима та внутренняя неуспокоенность, тот импульс творческого поиска, который вскоре заставит художника двигаться вперед новыми, непроторенными путями. (Е. Б.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 25.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: