Мать
Вариант картины. 1915
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБытовой жанр, Портрет
- Поделиться
В середине 1910-х годов в творчестве Петрова-Водкина резко возрос интерес к национальным корням и традициям. В основе картины — натурный мотив, претерпевший значительные трансформации, пройдя через личностные видение мастера. Облик молодой крестьянки, кормящей ребенка, перерастает в образ Мадонны с Младенцем, осиянный божественной благодатью. Монументальность и значимость образного строя произведения усиливаются мастерски найденным звучным цветовым колоритом с доминирующим — любимым в народе — красным цветом. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 281.
Образ матери, материнской любви в житейском его отображении в искусстве, соединяется в его представлении с христианским символом материнства — образом Богородицы, свидетельствуя о единстве всего происходящего вокруг нас. Взору Петрова-Водкина открывается вечность в единичном явлении. <...> Заметный с первого взгляда «иконописный» характер образов, созданных Петровым-Водкиным, в особенности в предреволюционный период творчества, далек от поверхностной стилизации. По словам Михаила Владимировича Алпатова, «…он понимал самую суть, он шел не от приема <…> а от какого-то взгляда на мир, на человека». Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 10.
Показать полный текстНа первый взгляд, сюжет картины «Мать», созданной в 1915 году, кажется простым и обыденным. Молодая женщина кормит ребенка в бедной крестьянской избе, где в маленьком окошке виден деревенский пейзаж. Однако здесь проявляется интересная особенность, свойственная Петрову-Водкину — это умение соединить конкретную будничную обстановку с вечным и прекрасным, связать земное и небесное. Художник так поднимает образ женщины над земным бытом, что интерьер избы, предметы обихода выступают лишь как обрамление к нему. Так же как в древнерусском искусстве, к традициям которого обращается художник, в его картине нет временных рамок, в ней воплощена идея вечной непреходящей ценности и красоты материнства. Не случайно это полотно приобрело и другое, чаще употребляемое название «Деревенская мадонна». О связи со священным образом говорят и традиционные сине-красные одежды Богородицы и «иконное» расположение фигуры. Красноречив и пустой киот в красном углу за спиной матери — ведь она сама являет собой «воплотившуюся» Богородицу, современную Марию, сошедшую с иконы в реальный мир. Так окончательно оформилась специфическая двойственность видения художником темы матери и ребенка — как одновременно сакрального образа и бытовой сцены.
Художник разработал новую колористическую систему, построенную на использовании трех основных цветов — красного, синего и желтого, что ощутимо в живописном решении полотна. Пространственное построение напоминает о теории сферической перспективы, которую художник последовательно развивал в самых разных жанрах, преимущественно в натюрморте.